Экспомузыка - М. В. Нестеров. «Святая Варвара».mp3
Картины Михаила Васильевича Нестерова занимают особое место в собрании Николая Семёновича Голованова. Выдающемуся дирижёру не только было близко по духу творчество художника. С Нестеровым они много общались и имели схожие интересы в вопросах веры и религиозного искусства.
Их знакомство началось во времена службы Голованова в качестве регента хора Марфо-Мариинской обители. Нестеров в те годы вместе с Павлом Кориным занимался росписями храма Покрова Богородицы, построенного Алексеем Щусевым на территории обители. Знакомство молодого музыканта Николая Голованова с известным художником состоялось, очевидно, в 1909 году. Известен даже такой случай: Голованов и Нестеров вместе играли на рояле для великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Позднее Голованов вспоминал: «…Нигде так чудесно не звонили, как в Ростове. Озеро Неро, куда неслись по воде эти звуки, напомнило мне, как мы с Михаилом Васильевичем Нестеровым играли в четыре руки на белом громадном рояле Николаевского дворца в Московском Кремле. И слушала нас великая княгиня».
Одна из самых лирических работ Нестерова в собрании великого дирижёра – «Святая Варвара», эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве. Прообразом для картины послужил портрет Елены Праховой, с которой в дальнейшем у Нестерова были связаны личные душевные переживания. Художник писал: «В образе есть воодушевление, экстаз, и я дерзаю думать, что из моих произведений это пока одно из самых тонких».
В эскизе «Святая Варвара» из собрания Голованова нашёл отражение оригинальный «нестеровский» стиль, присущий многим его монументальным росписям. Здесь сочетаются средиземноморский пейзаж раннехристианских территорий, созданный по мотивам итальянских пейзажей, и образ Варвары, наделённый национальными русскими чертами.
Елена Прахова была дочерью профессора истории искусств Адриана Прахова, который возглавлял комиссию по строительству Владимирского собора в Киеве. Вокруг неё собирались и другие художники, работавшие над созданием живописного убранства собора. Талантливая девушка, увлекавшаяся музыкой и изобразительным искусством, добрая и чистая душой – она была центром этого художественного кружка, прекрасной дамой, которой все поклонялись. Её образ ещё не раз появится и в работах самого Нестерова, и на полотнах Васнецова и Врубеля.
Для Нестерова образ Лёли, как нежно называли девушку в её ближайшем окружении, был источником поэзии и художественного вдохновения, что отразилось в лирическом утончённом портрете. А для Голованова «Святая Варвара» стала прообразом девы Февронии из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже».
Ценные произведения изобразительного искусства – важнейшая часть нашей культуры.
Экспомузыка - М. В. Нестеров. «Святая Варвара».mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).