Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

М.В. Нестеров. «Святая Варвара»

Музей Музыки
М.В. Нестеров. «Святая Варвара»

Картины Михаила Васильевича Нестерова занимают особое место в собрании Николая Семёновича Голованова. Выдающемуся дирижёру не только было близко по духу творчество художника. С Нестеровым они много общались и имели схожие интересы в вопросах веры и религиозного искусства.

Их знакомство началось во времена службы Голованова в качестве регента хора Марфо-Мариинской обители. Нестеров в те годы вместе с Павлом Кориным занимался росписями храма Покрова Богородицы, построенного Алексеем Щусевым на территории обители. Знакомство молодого музыканта Николая Голованова с известным художником состоялось, очевидно, в 1909 году. Известен даже такой случай: Голованов и Нестеров вместе играли на рояле для великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Позднее Голованов вспоминал: «…Нигде так чудесно не звонили, как в Ростове. Озеро Неро, куда неслись по воде эти звуки, напомнило мне, как мы с Михаилом Васильевичем Нестеровым играли в четыре руки на белом громадном рояле Николаевского дворца в Московском Кремле. И слушала нас великая княгиня».

Одна из самых лирических работ Нестерова в собрании великого дирижёра – «Святая Варвара», эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве. Прообразом для картины послужил портрет Елены Праховой, с которой в дальнейшем у Нестерова были связаны личные душевные переживания. Художник писал: «В образе есть воодушевление, экстаз, и я дерзаю думать, что из моих произведений это пока одно из самых тонких».

В эскизе «Святая Варвара» из собрания Голованова нашёл отражение оригинальный «нестеровский» стиль, присущий многим его монументальным росписям. Здесь сочетаются средиземноморский пейзаж раннехристианских территорий, созданный по мотивам итальянских пейзажей, и образ Варвары, наделённый национальными русскими чертами.

Елена Прахова была дочерью профессора истории искусств Адриана Прахова, который возглавлял комиссию по строительству Владимирского собора в Киеве. Вокруг неё собирались и другие художники, работавшие над созданием живописного убранства собора. Талантливая девушка, увлекавшаяся музыкой и изобразительным искусством, добрая и чистая душой – она была центром этого художественного кружка, прекрасной дамой, которой все поклонялись. Её образ ещё не раз появится и в работах самого Нестерова, и на полотнах Васнецова и Врубеля.

Для Нестерова образ Лёли, как нежно называли девушку в её ближайшем окружении, был источником поэзии и художественного вдохновения, что отразилось в лирическом утончённом портрете. А для Голованова «Святая Варвара» стала прообразом девы Февронии из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже».

Ценные произведения изобразительного искусства – важнейшая часть нашей культуры.

Экспомузыка - М. В. Нестеров. «Святая Варвара».mp3

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.