Экспомузыка - Майолика М.А. Врубеля «Морской царь»
Знаменитые майолики Врубеля – «Весна» и «Снегурочка», «Лель» и «Мизгирь», «Волхова», «Садко» и «Морской царь» созданы на темы опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко». Эти великолепные работы мастера – самые необычные иллюстрации к операм великого музыкального сказочника.
Михаил Александрович Врубель – мастер многогранного художественного дарования – воплотил в своём творчестве идею синтеза искусств. Монументальные росписи, станковая живопись и графические произведения, театральные декорации и архитектура, скульптура и керамика – каждый вид художественной деятельности получает в его исполнении новые выразительные возможности. «Во всём, что он делал, была какая-то безошибочность», – отмечал художник Александр Головин.
Вторая половина 1890-х годов в жизни и творчестве Врубеля тесно связана с ярким явлением отечественной культуры, известным как абрамцевский художественный кружок. Село Абрамцево – усадьба «Московского Медичи» Саввы Ивановича Мамонтова – притягивало лучших художников своего времени. Под «вдохновляющим деспотизмом» этого коллекционера и мецената раскрывается талант Александра Головина, Михаила Нестерова, Константина Коровина, Валентина Серова, Ивана Билибина, братьев Васнецовых. Здесь создаётся новый стиль – вариант европейского модерна на национальной основе.
В 1889 году Мамонтов открывает в Абрамцеве гончарную мастерскую, где начинается работа с поливной керамикой – «майоликой». Для руководства мастерской приглашены керамист-технолог Пётр Кузьмич Ваулин, который искусно превращает поверхность глиняных изделий в сверкающую драгоценность.
В мастерской пробуют силы художники абрамцевского кружка, но именно Врубель поднимает это ремесло до уровня художественного явления. Он не только создаёт графические эскизы керамических вещей, но и занимается ремесленным процессом их изготовления. В гончарных мастерских Абрамцева Врубель бесконечно экспериментирует, создавая изразцы для печей, блюда и вазы, чаши, скульптурные композиции.
Тема моря была близка художнику, и образы морских фантастических существ ему особенно удавались. Он участвовал в оформлении постановки оперы «Садко» в Московской частной опере Мамонтова в 1897 году, после чего написал картину «Прощание Морской царевны с Морским царём», акварель «Морская царевна» и создал майоликовые скульптуры, изображающие этих существ. Морской царь был выполнен в различных цветовых вариантах. Морской царь, хранящийся в Русском музее, – в тёмно-синем цвете морских глубин, в завихрениях то ли волос, то ли волн. Существует многоцветный вариант: тёмно-синее лицо окружено зелёными волнами с бело-жёлтыми барашками. В Музее музыки представлен ещё один вариант – монохромный, цвета сияющего перламутра.
Экспомузыка - Майолика М.А. Врубеля «Морской царь»
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).