В экспозиции Музея музыки демонстрируется редкий в наши дни инструмент – натуральная валторна с вставными трубками. Они называются инвенциями (латинское слово, означающее «изобретение»). Валторна изготовлена в конце XVIII века немецкой фирмой «Дуиршмидт». Инструмент ведет свое происхождение от охотничьего рога. В XV-XVI веках он был распространён при дворах европейских монархов. Не случайно название валторны по-немецки звучит как «вальдхорн» – «лесной рог». К концу XVII века охотничий рог приобрёл форму разомкнутого круга, напоминающую улитку, – и превратился в натуральную валторну. По сравнению с рогом она обладала более мягким звучанием и постепенно утвердилась в составе оркестра. Однако звукоряд этого инструмента был весьма ограничен, поэтому при игре в разных тональностях приходилось использовать несколько инструментов с разным строем. В середине XVIII века дрезденский музыкант Антон Йозеф Хампель предложил новый приём игры на валторне: правая рука вводилась внутрь раструба, что позволило извлекать хроматические звуки и корректировать высоту некоторых тонов натурального звукоряда. Но Хампель на этом не остановился. Он изобрел дополнительные трубки-инвенции, которые вставлялись в корпус инструмента и могли свободно двигаться. Это позволяло расширять звукоряд и менять строй прямо во время игры. Тембр инструментов этой конструкции отличался благородством. А если учесть, что и технические возможности валторны расширились, совсем не удивительно, что она стала гораздо шире использоваться в оркестровой музыке. В 30-х годах XIX века появляется следующее поколение инструментов – вентильные валторны, которые могут извлекать весь хроматический звукоряд. Постепенно они стали вытеснять натуральные инструменты. Но на эту замену ушёл почти весь XIX век. Композиторы и исполнители долго не могли смириться с утратой натуральных валторн, обладавших ни с чем не сравнимым бархатным тембром. Поэтому практически весь валторновый репертуар не только классицизма, но и романтизма предназначен именно для натуральных валторн с дополнительными трубками. Это концерты для валторны с оркестром Гайдна и Моцарта, соната для валторны и фортепиано Бетховена, оперы Вебера, симфонии Мендельсона, Шумана и Берлиоза… В этих сочинениях выявлено всё разнообразие звучания валторны – от нежного и поэтичного до величавого и торжественного. И даже такой радикальный новатор, как Рихард Вагнер, продолжал использовать в своих партитурах натуральные валторны. Инструмент именно такого типа – инвенционная валторна – хранится в музейной коллекции. Несмотря на широкое распространение вентильных валторн, натуральные инструменты никуда не исчезли. А сегодня они переживают своего рода Ренессанс. И связано это, прежде всего, с аутентичным исполнительством, когда музыку стараются играть на инструментах той эпохи, в которую она была создана.
Экспомузыка - Натуральная валторна.mp3
БРЫЗГАЛОВ МИХАИЛ АРКАДЬЕВИЧ
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).
При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.