Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Несыгранная роль Шаляпина

Музей Музыки
Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижера в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы – «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Премьера состоялась 11 января 1906 года под управлением автора. Тогда же была сделана серия фотографий исполнителей главных партий «Скупого рыцаря» вместе с дирижером. Одна из этих фотографий хранится в фондах Музея музыки.

Трое главных героев сфотографированы в театральных костюмах и гриме: Антон Боначич (Альбер), Георгий Бакланов (Барон), Иван Грызунов (Герцог). В центре во фраке Сергей Рахманинов.

Потрясающий  грим превращает Бакланова-Барона в отвратительного старика. Георгий Бакланов, латыш по отцу, учился в Киеве – сначала на юридическом факультете  университета, затем вмузыкальном училище. Обладатель сильного и красивого баритона, Бакланов совершенствовал свое мастерство в Петербурге, а потом в Италии. Его оперный дебют состоялся в 1903 году в партии Демона в опере Антона Рубинштейна. Партия Барона в опере Рахманинова – это одна из вершин карьеры певца.

Однако по замыслу Рахманинова заглавную партию в «Скупом рыцаре» должен был исполнять другой артист. Обратимся к воспоминаниям композитора. «Побудил меня написать эту оперу Шаляпин. Можно легко вообразить себе, насколько возбудил драматическое начало в Шаляпине характер старого барона, удаляющегося в мрачные глубины подвала поклоняться своим несметным богатствам. Я написал оперу для него». Рахманинов также предназначал для Шаляпина роль Малатесты во второй своей опере «Франческа да Римини». Однако знаменитый певец, вначале с энтузиазмом принявший предложение Рахманинова, не спешил с разучиванием партий, а затем и вовсе отказался их исполнять. Он заявил, что партия Барона по характеру инструментальна и не предназначена для пения. Этим он больно обидел Рахманинова. Чтобы спасти постановку, дирижер Альтани предложил композитору прослушать молодого певца Бакланова, недавно принятого в Большой театр. Тот с воодушевлением взялся за обе партии и выучил их в короткое время. «В партии Скупого, – вспоминал Рахманинов, – он был поразителен».

Пианист Александр Гольденвейзер, отдавая дань гению Шаляпина, отзывался о нем следующим образом:  «К сожалению, Шаляпин был ленив. Он не любил готовить новые оперы и учить новые вокальные произведения. Это тем более обидно, что по своей одаренности он схватывал все с необыкновенной быстротой и, конечно, мог бы значительно расширить свой репертуар».

Шаляпин дважды исполнил монолог Барона – один раз в концерте, другой – в музыкальном собрании на квартире Римского-Корсакова. Но опера Рахманинова в его репертуар не вошла.

Ценные фотодокументы – это достояние нашей культуры.

Н. Тартаковская

Экспомузыка - ШАЛЯПИН_НЕСЫГРАННАЯ РОЛЬ