Экспомузыка - ШАЛЯПИН_НЕСЫГРАННАЯ РОЛЬ
В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы – «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Премьера состоялась 11 января 1906 года под управлением автора. Тогда же была сделана серия фотографий исполнителей главных партий «Скупого рыцаря» вместе с дирижёром. Одна из этих фотографий хранится в фондах Музея музыки.
Трое главных героев сфотографированы в театральных костюмах и гриме: Антон Боначич (Альбер), Георгий Бакланов (Барон), Иван Грызунов (Герцог).В центре во фраке – Сергей Рахманинов.
Потрясающий грим превращает Бакланова–Барона в отвратительного старика. Георгий Бакланов, латыш по отцу, учился в Киеве – сначала на юридическом факультете университета, затем в музыкальном училище. Обладатель сильного и красивого баритона, Бакланов совершенствовал своё мастерство в Петербурге, а потом в Италии. Его оперный дебют состоялся в 1903 году в партии Демона в опере Антона Рубинштейна. Партия Барона в опере Рахманинова – это одна из вершин карьеры певца.
Однако по замыслу Рахманинова заглавную партию в «Скупом рыцаре» должен был исполнять другой артист. Обратимся к воспоминаниям композитора. «Побудил меня написать эту оперу Шаляпин. Можно легко вообразить себе, насколько возбудил драматическое начало в Шаляпинехарактер старого барона, удаляющегося в мрачные глубины подвала поклоняться своим несметным богатствам. Я написал оперу для него». Рахманинов также предназначал для Шаляпина роль Малатесты во второй своей опере «Франческа да Римини». Однако знаменитый певец, вначале с энтузиазмом принявший предложение Рахманинова, не спешил с разучиванием партий, а затем и вовсе отказался их исполнять. Он заявил, что партия Барона по характеру инструментальна и не предназначена для пения. Этим он больно обидел Рахманинова. Чтобы спасти постановку, дирижёр Альтанипредложил композитору прослушать молодого певца Бакланова, недавно принятого в Большой театр. Тот с воодушевлением взялся за обе партии и выучил их в короткое время. «В партии Скупого, – вспоминал Рахманинов, – он был поразителен».
Пианист Александр Гольденвейзер, отдавая дань гению Шаляпина, отзывался о нём следующим образом: «К сожалению, Шаляпин был ленив. Он не любил готовить новые оперы и учить новые вокальные произведения. Это тем более обидно, что по своей одарённости он схватывал всё с необыкновенной быстротой и, конечно, мог бы значительно расширить свой репертуар».
Шаляпин дважды исполнил монолог Барона – один раз в концерте, другой – в музыкальном собрании на квартире Римского-Корсакова. Но опера Рахманинова в его репертуар не вошла.
Ценные фотодокументы – это достояние нашей культуры.
Экспомузыка - ШАЛЯПИН_НЕСЫГРАННАЯ РОЛЬ
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).