Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Ноты из библиотеки Татьяны Лещенко

Музей Музыки
Ноты из библиотеки Татьяны Лещенко

В музейной коллекции хранится необычное нотное издание. Оно привлекает внимание многочисленными надписями – подписью владельца, карандашными записями, стихотворными текстами на обложке и титульном листе.

Но вначале о нотах. В одном конволюте объединены два песенных сборника. Автор первого – Жан Батист Векерлен, французский композитор XIX века. Он написал несколько опер, хоровые и оркестровые сочинения. Но наибольшую известность Векерлену принесли обработки французских песен, изданные несколькими сборниками. Один из них, опубликованный в Париже в середине XIX века, носит название «Голоса прошлого». Листая нотные страницы, мы погружаемся в музыкальную атмосферу старинной Франции. Среди авторов сочинений, обработанных Векерленом для пения с фортепиано – Генрих IV, его сын Людовик XIII, Жан-Жак Руссо, Жан Батист Люлли. Есть в сборнике и произведения неизвестных авторов – мадригалы, народные и популярные мелодии разных областей Франции, песни любовного содержания. Одну из таких песен Пётр Ильич Чайковский использовал в своём фортепианном цикле «Детский альбом» под названием «Старинная французская песенка».

А теперь познакомимся с владелицей нотного сборника. Татьяна Лещенко-Сухомлина – профессиональный переводчик, актриса и певица. Она прожила долгую, трудную и насыщенную жизнь. Происходила из дворянского рода, в совершенстве знала несколько иностранных языков, жила во Франции, Соединённых Штатах. Возвратившись в Советский Союз, была отправлена в лагерь в Воркуту по политической статье. Играла как актриса в лагерном театре. После освобождения вернулась к литературной деятельности. Именно в её переводах все мы читали романы «Женщина в белом» Уилки Коллинза, «Президент» Жоржа Сименона, другие произведения западных писателей. Татьяна Лещенко-Сухомлина была также прекрасной исполнительницей старинных песен и романсов, опубликовала две книги воспоминаний о своей жизни и о знаменитых людях, с которыми её сводила судьба.

Сборник Векерлена Лещенко-Сухомлина приобрела в Париже в начале 30-х годов, а второй нотный сборник – тогда же на острове Майорка. Эти издания она бережно хранила всю свою жизнь.

Старинные ноты из её библиотеки стали и свидетельством личных жизненных коллизий, и интереснейшим документом эпохи, и знаком связи времён – от средневековой Франции до заполярной тундры ХХ века.

Ценные нотные издания – это живая история музыки.

Экспомузыка - Ноты из библиотеки Татьяны Лещенко.mp3

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.