Экспомузыка - Ноты из библиотеки Татьяны Лещенко.mp3
В музейной коллекции хранится необычное нотное издание. Оно привлекает внимание многочисленными надписями – подписью владельца, карандашными записями, стихотворными текстами на обложке и титульном листе.
Но вначале о нотах. В одном конволюте объединены два песенных сборника. Автор первого – Жан Батист Векерлен, французский композитор XIX века. Он написал несколько опер, хоровые и оркестровые сочинения. Но наибольшую известность Векерлену принесли обработки французских песен, изданные несколькими сборниками. Один из них, опубликованный в Париже в середине XIX века, носит название «Голоса прошлого». Листая нотные страницы, мы погружаемся в музыкальную атмосферу старинной Франции. Среди авторов сочинений, обработанных Векерленом для пения с фортепиано – Генрих IV, его сын Людовик XIII, Жан-Жак Руссо, Жан Батист Люлли. Есть в сборнике и произведения неизвестных авторов – мадригалы, народные и популярные мелодии разных областей Франции, песни любовного содержания. Одну из таких песен Пётр Ильич Чайковский использовал в своём фортепианном цикле «Детский альбом» под названием «Старинная французская песенка».
А теперь познакомимся с владелицей нотного сборника. Татьяна Лещенко-Сухомлина – профессиональный переводчик, актриса и певица. Она прожила долгую, трудную и насыщенную жизнь. Происходила из дворянского рода, в совершенстве знала несколько иностранных языков, жила во Франции, Соединённых Штатах. Возвратившись в Советский Союз, была отправлена в лагерь в Воркуту по политической статье. Играла как актриса в лагерном театре. После освобождения вернулась к литературной деятельности. Именно в её переводах все мы читали романы «Женщина в белом» Уилки Коллинза, «Президент» Жоржа Сименона, другие произведения западных писателей. Татьяна Лещенко-Сухомлина была также прекрасной исполнительницей старинных песен и романсов, опубликовала две книги воспоминаний о своей жизни и о знаменитых людях, с которыми её сводила судьба.
Сборник Векерлена Лещенко-Сухомлина приобрела в Париже в начале 30-х годов, а второй нотный сборник – тогда же на острове Майорка. Эти издания она бережно хранила всю свою жизнь.
Старинные ноты из её библиотеки стали и свидетельством личных жизненных коллизий, и интереснейшим документом эпохи, и знаком связи времён – от средневековой Франции до заполярной тундры ХХ века.
Ценные нотные издания – это живая история музыки.
Экспомузыка - Ноты из библиотеки Татьяны Лещенко.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).