Наш адрес:
Россия, 123112, Москва, Пресненская набережная 8 стр.1
Телефон:
+7 (495) 605 65 15

П.И. Чайковский. Фантазия для оркестра «Буря»

П.И. Чайковский. Фантазия для оркестра «Буря»

Один из ценных экспонатов музейной коллекции – прижизненное издание фантазии «Буря» Петра Ильича Чайковского. Оно было напечатано в 1885 году в твердой обложке с кожаным корешком и золотым тиснением. Это сочинение напоминает нам, насколько на протяжении 19-го столетия была популярна тема морской стихии.

Одним из первых русских композиторов, написавших музыку к пьесе Шекспира «Буря», был Александр Алябьев – в 1827 году. Спустя 12 лет он же сочинил большую оперу «Буря» – в 3-х действиях. Музыку к спектаклю Малого театра «Буря» сочинил Антоний Аренский, а Римского-Корсакова вообще можно назвать певцом морской стихии: он умел изобразить оркестровыми красками и бурю, и морскую тишь. В 70-х годах к сюжету шекспировской пьесы обратился Чайковский.

Идею и сюжет программного симфонического произведения предложил композитору музыкальный критик Владимир Стасов. По его замыслу, море должно было быть изображено дважды. В начале и в конце сочинения море тихое и кроткое, и только после заклинания персонажа пьесы, волшебника Просперо, внезапно поднимается буря. Стасов писал: «Пусть буря вдруг зарычит, залает, словно собака, сорвавшаяся с цепи и бросившаяся на врага, чтобы укусить по приказу хозяина. Пусть Ваша буря бросится и укусит итальянский корабль с принцами и тотчас же потом замолчит, только полегоньку вздрагивая, и ворча, и отходя прочь». А затем Стасов предлагал описать волшебный остров, куда буря забросила корабль, влюбленных Миранду и Фернандо, фантастических персонажей Калибана и Ариэля, мудрого Просперо. В конце — снова картина моря, тихого и спокойного.

Чайковский увлекся предложенным сюжетом. Летом 1873 года композитор гостил в деревне у своего приятеля Шиловского и за две недели написал фантазию, по его собственному признанию, «безо всякого усилия, как будто движимый какой-то сверхъестественной силой». Осталось только оркестровать. Полностью партитура была закончена в Москве. Чайковский посвятил свое сочинение его вдохновителю — Владимиру Стасову. Первое исполнение состоялось в Москве 7 декабря 1873 года под управлением Николая Рубинштейна. В следующем году «Буря» прозвучала и в Петербурге. Стасов сразу же после репетиции написал композитору: «Что за прелесть Ваша "Буря"!! Что за бесподобная вещь!!... В любовных обеих сценах — что за страсть, что за красота, что за томление! Не знаю, с чем это можно сравнить?!».

Автор написал и собственную программу «Бури» — она мало отличается от стасовской:

«Море. Волшебник Просперо посылает духа Ариэля произвести бурю, жертвой которой делается корабль, везущий Фернандо. Волшебный остров. Первые робкие порывы любви Миранды и Фернандо. Ариэль. Калибан. Влюбленная чета отдается торжественному обаянию страсти. Просперо сбрасывает с себя силу волшебства и покидает остров. Море».

Эта программа напечатана во всех изданиях «Бури» – включая и издание 1885 года, которое хранится в музейной коллекции.

Экспомузыка - П.И. Чайковский. Фантазия для оркестра «Буря».mp3