Экспомузыка - П.И. Чайковский. Фантазия для оркестра «Буря».mp3
Один из ценных экспонатов музейной коллекции – прижизненное издание фантазии «Буря» Петра Ильича Чайковского. Оно было напечатано в 1885 году в твёрдой обложке с кожаным корешком и золотым тиснением. Это сочинение напоминает нам, насколько на протяжении XIX столетия была популярна тема морской стихии.
Одним из первых русских композиторов, написавших музыку к пьесе Шекспира «Буря», был Александр Алябьев – в 1827 году. Спустя 12 лет он же сочинил большую оперу «Буря» в 3 действиях. Музыку к спектаклю Малого театра «Буря» сочинил Антоний Аренский, а Римского-Корсакова вообще можно назвать певцом морской стихии: он умел изобразить оркестровыми красками и бурю, и морскую тишь. В 70-х годах к сюжету шекспировской пьесы обратился Чайковский.
Идею и сюжет программного симфонического произведения предложил композитору музыкальный критик Владимир Стасов. По его замыслу, море должно было быть изображено дважды. В начале и в конце сочинения море тихое и кроткое, и только после заклинания персонажа пьесы, волшебника Просперо, внезапно поднимается буря. Стасов писал: «Пусть буря вдруг зарычит, залает, словно собака, сорвавшаяся с цепи и бросившаяся на врага, чтобы укусить по приказу хозяина. Пусть Ваша буря бросится и укусит итальянский корабль с принцами и тотчас же потом замолчит, только полегоньку вздрагивая и ворча, и отходя прочь». А затем Стасов предлагал описать волшебный остров, куда буря забросила корабль, влюблённых Миранду и Фернандо, фантастических персонажей Калибана и Ариэля, мудрого Просперо. В конце – снова картина моря, тихого и спокойного.
Чайковский увлёкся предложенным сюжетом. Летом 1873 года композитор гостил в деревне у своего приятеля Шиловского и за две недели написал фантазию, по его собственному признанию: «Безо всякого усилия, как будто движимый какой-то сверхъестественной силой». Осталось только оркестровать. Полностью партитура была закончена в Москве. Чайковский посвятил своё сочинение его вдохновителю – Владимиру Стасову. Первое исполнение состоялось в Москве 7 декабря 1873 года под управлением Николая Рубинштейна. В следующем году «Буря» прозвучала и в Петербурге. Стасов сразу же после репетиции написал композитору: «Что за прелесть Ваша «Буря»!! Что за бесподобная вещь!!. В любовных обеих сценах – что за страсть, что за красота, что за томление! Не знаю, с чем это можно сравнить?!»
Автор написал и собственную программу «Бури» – она мало отличается от стасовской:
«Море. Волшебник Просперо посылает духа Ариэля произвести бурю, жертвой которой делается корабль, везущий Фернандо. Волшебный остров. Первые робкие порывы любви Миранды и Фернандо. Ариэль. Калибан. Влюблённая чета отдаётся торжественному обаянию страсти. Просперо сбрасывает с себя силу волшебства и покидает остров. Море».
Эта программа напечатана во всех изданиях «Бури» – включая и издание 1885 года, которое хранится в музейной коллекции.
Ценные нотные издания – это живая история музыки.
Экспомузыка - П.И. Чайковский. Фантазия для оркестра «Буря».mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).