Экспомузыка - Параппан
В коллекции Музея собрано свыше 50 чувашских музыкальных инструментов ‑ и традиционных, и современных. Среди них имеются мембранные ударные инструменты. Особенно популярен в Чувашии двухсторонний барабан, называемый параппан. Его цилиндрический корпус обычно изготавливается из долблёной древесины и украшается цветными узорами в национальном стиле. Две мембраны ‑ из собачьей, лошадиной или бараньей кожи. Они натягиваются при помощи деревянных обручей, которые закрепляют верёвками.
Играют на параппане двумя колотушками. Формой они напоминают кегли и называются «токмак». По традиции перед игрой для настраивания кожу инструмента обрызгивали пивом. Звучание получалось сильное, глубокое и вместе с тем мягкое, нерезкое. Параппан нередко включался в ансамбль с чувашскими волынками ‑ шапаром, сарнаем и другими инструментами. В старину параппаны использовались для подачи сигналов, а также в обрядах и ритуалах. Он почти всегда входил в небольшие оркестры, игравшие на ярмарках, пирушках, масляничных или молодёжных гуляньях.
Ни одна свадьба не проходила без параппана. В верховых районах Чувашии (то есть расположенных вверх по Волге) параппаном сопровождали свадебные песни. Часто такой инструмент даже специально изготавливали к свадьбе. Его называли туй-параппан, то есть свадебный барабан. А в низовых районах Чувашии (вниз по Волге) была другая традиция: на параппане могли одновременно играть несколько человек. Из параппанов там складывались целые ансамбли.
В конце ХХ века параппан был непременной частью чувашских фольклорных коллективов.
В Музее музыки хранится четыре параппана. Инструмент, поступивший в коллекцию из Всесоюзного дома народного творчеств в 1950 году, изготовлен в XIX веке неизвестным мастером. Он весьма традиционен, в нём нет украшений. Этот параппан более 30 лет демонстрируется в экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира».
Три других музейных параппана изготовлены относительно недавно ‑ в 80-е годы ХХ века. Два из них пришли в коллекцию из чувашской деревни Верхние Ачаки из рук известного мастера Василия Емельяновича Русскова. Один барабан окантован резным геометрическим орнаментом, другой ‑ украшен цветным узором в национальном стиле.
В 1986 году Музей приобрёл у чувашского мастера Виктора Семёновича Чернова современный параппан, богато и красочно отделанный. Его корпус вырезан нарочито крупным штрихом и украшен резными стилизованными фигурами барабанщиков, помещёнными в геометрические орнаменты. Шнуры, натягивающие мембраны и колотушки, украшены крупными кистями.
Экспомузыка - Параппан
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).