Экспомузыка - Пасхалова – Снегурочка.mp3
На фотографии из коллекции Музея музыки – красивая черноглазая девушка в костюме Снегурочки из одноимённой оперы Римского-Корсакова на фоне декорации, изображающей заснеженный лес. Эту партию исполняли лучшие колоратурные сопрано. И одна из них – Алевтина Михайловна Пасхалова.
Она родилась в 1875 году в Саратовской губернии. В детстве её учителем по фортепиано был Фёдор Михайлович Достоевский, племянник и полный тёзка великого писателя, ученик Антона Рубинштейна. У девочки был красивый голос. Приехав в Москву, она поступила в консерваторию в класс известной певицы Елизаветы Лавровской. А затем произошло главное событие в её жизни: судьба свела начинающую певицу с меценатом, основателем Московской частной оперы Саввой Мамонтовым. В поисках новых артистов для своего театра он часто бывал на консерваторских концертах. Алевтина Пасхалова приглянулась ему – красивым тёплым тембром и юной трогательной внешностью. Приглашение Мамонтова поехать с Частной оперой на гастроли в Санкт-Петербург и спеть партию Снегурочки в опере Римского-Корсакова, да ещё в присутствии композитора, заставило певицу буквально трепетать.
В воспоминаниях, написанных на склоне лет, Алевтина Михайловна так рассказывала о своеобразном экзамене, который ей пришлось выдержать перед тем, как выйти на сцену:
«При встрече с Римским-Корсаковым Мамонтов сказал:
– Вот Вам Снегурочка, лучшая ученица Лавровской, прошу любить и жаловать.
На эту милую рекомендацию Римский-Корсаков протянул мне сухую руку и процедил:
– Посмотрим, знаете ли Вы партию, могу сейчас Вас проверить.
Взволнованная и убитая его приёмом, я совершенно потеряла самообладание и заявила, что петь не буду. После чего со мной сделался истерический припадок, я залилась слезами и умоляла освободить меня от этой пытки. Мамонтов метался как зверь, вызвали врача, еле меня откачали, и около часа я была вполне беспомощна. Холодно и зло сидел за пианино Римский-Корсаков и ждал конца моей истерики. Наконец меня успокоили, и я решилась запеть.
Римский-Корсаков изрёк:
– М-да, тембр красивый, музыкальная, партию знаете...»
Конец цитаты.
Уже после первой арии Снегурочки в театре раздались аплодисменты, а дебютантка даже не поняла, что они были адресованы именно ей. К концу акта успех молодой певицы рос, и, выходя на поклоны в конце акта, Римский-Корсаков вывел за руку и её. Рецензии были благожелательны, Пасхалову хвалили как юную многообещающую певицу.
Как же сложилась её дальнейшая карьера? Алевтина Пасхалова стала настоящей оперной примадонной, выступала на лучших сценах Москвы, Петербурга, стажировалась в Италии и пела в театре Ла Скала. Её репертуар насчитывал 60 оперных партий. Больше всего она любила роль Татьяны в «Евгении Онегине». Великий знаток и ценитель искусства, Савва Мамонтов не ошибся, пригласив начинающую певицу – и открыл ей дорогу к славе. А дебют Алевтины Пасхаловой запечатлела музейная фотография.
Ценные фотодокументы – это важная часть нашей культуры.
Экспомузыка - Пасхалова – Снегурочка.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).