Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Первая Чио-чио-сан в России

Музей Музыки
Первая Чио-чио-сан в России

В Музее музыки хранится архив известного режиссёра музыкального театра Владимира Алексеева, старшего брата Константина Сергеевича Станиславского. Среди документов архива много материалов, посвящённых первой постановке оперы «Чио-чио-сан» в России. Это программы спектаклей, фотографии исполнителей главных партий, рецензии. Дело в том, что Владимир Сергеевич вскоре после постановки оперы в Италии перевёл её либретто на русский язык. В январе 1911 года он совместно с Петром Олениным поставил «Чио-чио-сан» на сцене Оперного театра Зимина. Во всех рецензиях на спектакль наибольшее внимание уделялось певице Вере Владимировне Люце, исполнившей партию главной героини.

Рецензент «Московских ведомостей» Юлий Энгель писал: «Заглавную партию поёт г-жа Люце, которой приходится выносить большую часть оперы на своих плечах, ибо Чио-чио-сан не только главное, но, в сущности, почти единственное действующее лицо в опере. Привлекает не только голос певицы, но и общий вдумчивый характер передачи. И какое живое лицо её Баттерфляй – женщины любящей, верящей, отчаивающейся!»

Ему вторил Георгий Конюс: «В лице Веры Люце героиня трагедии нашла себе во всех отношениях очень подходящую исполнительницу. Принимая во внимание трудность этой партии (Чио-чио-сан является средоточием внимания в течение всего представления), нельзя не радоваться шумному успеху талантливой артистки». Николай Вильде из газеты «Новое время» считал эту роль певицы лучшей в её репертуаре и отметил её яркий драматический талант.

Вера Владимировна Люце училась вокальному искусству у матери – певицы Софьи Конарской. В 1902 году она дебютировала на сцене Варшавской оперы, где проработала четыре года. Под именем Вера де Люце певица выступала в театрах Польши, Галиции, Италии. В 1907–1913 годах она была солисткой московской Оперы Сергея Зимина. Первые же её выступления в партии Розины в опере Россини «Севильский цирюльник» получили восторженную оценку в прессе. «Г-жа Люце – блестящая колоратурная певица… Красивый, сочный нижний регистр, середина ровная, но матовая, верхи чистые… по школе, технике, музыкальности г-жа Люце крупная величина», – писал рецензент газеты «Раннее утро».

В обширном репертуаре певицы такие партии, как Антонида в опере Глинки, Шемаханская царица, Снегурочка и Марфа в операх Римского-Корсакова, Джильда и Виолетта в операх Верди, Мими в «Богеме» Пуччини, Норма в одноимённой опере Беллини.

К сожалению, о вокальном искусстве Веры Владимировны мы можем судить лишь по двум сохранившимся в Музее музыки записям фирмы «Зонофон Рекорд». Это ария Царицы Ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта» и Вариации Генриха Проха. Но и они дают представление о «голосе редкой красоты», каким обладала первая Чио-чио-сан в России.

Ценные документы – это живая история музыки.

Экспомузыка - ПЕРВАЯ ЧИО-ЧИО-САН