Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Первое представление оперы С.В. Рахманинова «Алеко»

Музей Музыки
Первое представление оперы С.В. Рахманинова «Алеко»

«Алеко» ‒ первая опера Сергея Васильевича Рахманинова ‒ была написана в качестве дипломной работы при окончании Московской консерватории в 1892 году за рекордно короткий срок в двадцать дней. Вместе с Рахманиновым на этот же сюжет по поэме А. С. Пушкина писали оперы соученики Рахманинова – Никита Морозов и Лев Конюс, но оба так и не успели закончить работу. Рахманинов же представил экзаменационной комиссии партитуру в кожаном переплете с тиснеными золотыми буквами. На переплет он потратил свои последние деньги.

Сочинение 19-летнего Сергея Рахманинова было удостоено Большой золотой медали и его имя было занесено на мраморную доску в вестибюле консерватории. Но большей наградой для композитора стала постановка оперы на сцене Большого театра – всего через год после написания. Это событие произошло 27 апреля 1893 года и для Рахманинова осталось самым запомнившимся впечатлением от всего периода учебы в консерватории. «Для успеха оперы не пожалели ничего. В постановке принимали участие лучшие силы Большого театра», ‒ вспоминал композитор.

Удачным сценическим воплощением своей первой оперы Рахманинов был во многом обязан Петру Ильичу Чайковскому, которому музыка очень понравилась. Чайковский присутствовал на трех последних репетициях, сидел рядом с Рахманиновым и даже высказал дирижеру И. К. Альтани замечания от имени стеснительного по молодости лет композитора. «Помню свой разговор с Чайковским ‒ пишет Рахманинов в своих воспоминаниях и далее приводит следующий диалог:

Чайковский: «Вам нравится темп?»

Я: «Нет».

Чайковский: «Почему же вы не скажете ему об этом?»

Я: «Боюсь».

Однако во время перерыва Чайковский, который не мог выдержать этого, откашлялся и произнес:

‒ Мы с господином Рахманиновым считаем, что надо было бы немного увеличить темп».

В замечаниях подобного рода он отличался изысканной вежливостью и щепетильностью. Тогда же он сказал Рахманинову:

‒ Я только что окончил оперу «Иоланта»; в ней всего два акта, которых не хватает, чтобы заполнить вечер. Вы не возражаете, чтобы моя опера была исполнена в один вечер с Вашей?

Чайковский присутствовал и на премьере. Когда опера закончилась, он высунулся из директорской ложи и аплодировал изо всех сил. В своей бесконечной доброте он понимал, как поможет этим новичку.

Опера имела успех у публики, и пресса отнеслась к ней благожелательно.

Также невероятно быстро решился вопрос об издании. На выпускном экзамене консерватории, где 7 мая 1892 года Рахманинов впервые сыграл «Алеко», присутствовал известный нотоиздатель Карл Александрович Гутхейль, который немедленно заявил о желании купить права на печать произведения. В тот же год было выпущено фортепианное переложение. А Гутхель стал постоянным издателем и преданным почитателем композитора.

Опера «Алеко» стала первым серьезным шагом Рахманинова на творческом пути, впервые он осознал себя настоящим композитором.

В фондах Российского национального музея музыки хранится и авторская рукопись оперы «Алеко», и переписанный экземпляр в кожаном переплете и печатное издание с дарственной надписью композитора своей будущей жене Наталье Александровне Сатиной «Скверной девчонке Наташе от хорошего композитора Сережи», а также афиша и программа первого представления спектакля Большого театра.

Экспомузыка - Первое представление оперы С.В. Рахманинова «Алеко».mp3