Экспомузыка - ПЕТРОВ-ВОДКИН_ПОРТРЕТ
В коллекции картин Музея музыки хранится портрет певицы Веры Петровой-Званцевой кисти Кузьмы Петрова-Водкина.
Они были не только частично однофамильцами, но и ровесниками. И родились они недалеко друг от друга: будущая певица – в Саратове, будущий художник – в городе Хвалынске Саратовской губернии. Вторую часть фамилии Петрова-Званцева получила от мужа, оперного певца.
Вера Николаевна обладала сильным и глубоким контральто, но ей были подвластны и более высокие партии меццо-сопрано. Она окончила Московскую консерваторию, в которой позже стала преподавать, и дебютировала в партии Вани в опере Глинки «Жизнь за царя». Петрова-Званцева работала на сценах Московской частной оперы Саввы Мамонтова, оперного театра Сергея Зимина. В её репертуаре было около 40 оперных партий, среди них Лель в «Снегурочке», Любава в «Садко», Графиня в «Пиковой даме», Любаша в «Царской невесте», Марфа в «Хованщине». Больше всего ей удавались сильные, драматические оперные образы: например, Амнерис в «Аиде», цыганка Азучена в «Трубадуре» Джузеппе Верди. Одной из любимых партий певицы была Кармен в опере Жоржа Бизе – эту роль Вера Николаевна исполнила около тысячи раз. Певица много гастролировала, выступала в концертах с романсами. Восхищённые современники дали ей прозвище «Шаляпин в юбке».
Петров-Водкин написал портрет Петровой-Званцевой в 1913 году, когда им обоим было около 40 лет. К этому времени художник был широко известен – годом ранее написал знаменитое полотно «Купание красного коня», был членом объединения «Мир искусства», расписывал храмы, преподавал в частной художественной школе.
Художник любил жанр портрета, чаще рисовал женские лица. Он многократно изображал мать, жену, дочь, известны его портреты Анны Ахматовой, Александра Пушкина, автопортреты.
Искусствоведы отмечают в портретах художника индивидуальные черты: иконописную манеру изображения, передачу особого спокойствия духа, поиск в современных образах постоянного и вечного.
Вера Петрова-Званцева изображена на портрете не в сценическом образе, а в минуты отдыха, в свободной расслабленной позе. Тёмно-вишневое платье контрастирует по цветовой гамме с фоном – зелёной тканью в стилизованных складках в виде листьев. Пышные тёмные волосы зачёсаны назад. Черты её лица просты и лишены утончённой изысканности. Облик выражает духовную сосредоточенность. Лицо спокойно и серьёзно, взгляд задумчив и направлен прямо на зрителя. Благодаря этому создаётся ощущение контакта, общения с изображённой женщиной.
Так, благодаря портрету, а также записям на грампластинках, остаётся память о выдающейся певице, внесшей заметный вклад в развитие отечественной музыкальной культуры.
Произведения великих художников – наше культурное достояние.
Экспомузыка - ПЕТРОВ-ВОДКИН_ПОРТРЕТ
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).