Экспомузыка - Письмо с фронта: Евгений Макаров.mp3
Великая Отечественная война ворвалась в музыкальную жизнь Москвы, как и всей страны. Многие студенты музыкальных вузов, только начинавшие творческую жизнь, были мобилизованы. Одним было суждено погибнуть в бою, другим – пережить тяготы войны и встретить Победу. В фондах Музея музыки хранятся письма музыкантов тех лет. В них вести с фронта, рассказы о тяжёлых боях, надежда на скорый разгром врага и возвращение к мирной жизни.
В архиве профессора Московской консерватории Генриха Литинского сохранилось немало писем военного времени от его учеников-фронтовиков. Письмо Евгения Макарова было отправлено с фронта в сентябре 1941 года. Макаров родился в 1912 году и к началу войны уже проявил себя талантливым композитором. Он учился в консерватории в классе композиции у Литинского и успел написать несколько крупных сочинений. На фронте Макаров служил в батальоне химической защиты, командовал взводом. Его письмо – это долгий разговор с любимым учителем. Не случайно на шести страницах четыре раза повторяется обращение «Дорогой Генрих Ильич!»
О чём же писал ученик?
О фронтовых буднях: «Встаём в 4:45, ложимся в 10, но свободное время бывает в виде каких-то обрывков. Живётся, в общем, хорошо, трудности есть, но мелкие. В военную жизнь постепенно втягиваюсь. Отношения с товарищами и бойцами хорошие. По-видимому, с моим характером жить в армии можно. Читаю понемногу. В моей походной библиотеке – Шекспир, Сервантес, Гофман, Пастернак».
Макаров писал о том, что пытается продолжать сочинять в любых условиях: «Вчера я прорвался сквозь все преграды, уехал в Воронеж и два часа занимался сочинением. Рояль я достал в местном музучилище, куда я зашёл и представился студентом Московской консерватории. Меня приняли почтительно. Оставшись наедине с роялем, я буквально задрожал от волнения. Спокойно я работать не мог, да ещё мешали любопытные, желавшие посмотреть на московского композитора».
Писал Макаров и о творческих замыслах: «Я начал одну работу, о которой давно думал. Я хочу написать небольшой цикл на тексты Омара Хайяма – иранский поэт, материалист и эпикуреец XI века».
И в том же письме – несколько тактов будущего сочинения. И, конечно, мечты о Победе: «Придётся подождать с музыкой, пока мы все вместе не разобьём гадов. Вот тогда музыка вступит в полные права».
Молодой музыкант не знал, что его педагог хлопочет о возможности отозвать с фронта нескольких наиболее способных студентов, чтобы они смогли продолжить обучение в консерватории. Среди них оказался и Евгений Макаров. Уже в 1944 году он окончил военно-дирижёрский факультет при Московской консерватории и сразу же был приглашён педагогом в Институт военных дирижёров. Так определилось его призвание: сочинения Евгения Макарова вошли в репертуар духовых оркестров, в том числе армейских коллективов. Он написал несколько учебных пособий, включая «Курс инструментовки для духового оркестра».
Война круто изменила жизнь Евгения Макарова, и решила его дальнейшую судьбу.
А вот цикл на стихи Омара Хайяма так и не был написан – либо затерялся в военные годы.
Ценные исторические документы – это достояние нашей культуры.
Экспомузыка - Письмо с фронта: Евгений Макаров.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).