Экспомузыка - Портрет Анатолия Брандукова
В 1892 году на Двадцатой выставке передвижников экспонировалась картина Леонида Пастернака «Муки творчества». Имя изображённого на ней мужчины автор не назвал.
В фондах Музея музыки находится портрет виолончелиста Анатолия Брандукова кисти того же автора. На нём запечатлен молодой человек с пышной, кудрявой шевелюрой и небольшой аккуратной бородкой. Он о чём-то задумался, закрыв глаза и опираясь головой на поднятую руку. Колорит полотна приглушённый, мягкий, «камерный». Небольшой фрагмент тёмной одежды оттеняет светлый тон одухотворённого и выразительного лица мужчины.
Когда сравнили две картины, то оказалось: на них изображено одно и то же лицо. Вероятно, портрет из Музея музыки являлся эскизом к «Мукам творчества».
Анатолий Андреевич Брандуков – выдающийся российский виолончелист. В 1877 году он окончил с золотой медалью Московскую консерваторию по классу Вильгельма Фитценгагена, а по теоретическим предметам – у Петра Ильича Чайковского. Брандуков с успехом концертировал в России и за границей, выступал в ансамбле с крупнейшими музыкантами своей эпохи – пианистами Анной Есиповой, Александром Зилоти, скрипачами Леопольдом Ауэром, Эженом Изаи и другими. Репертуар виолончелиста был обширен, но основное место в нём занимала русская музыка. Его кумиром всегда оставался Чайковский, посвятивший своему ученику Pezzo capriccioso (Пеццо капиччиозо) для виолончели с оркестром.
Тесные творческие узы связывали Брандукова с Рахманиновым. В 1892 году он стал участником первого авторского концерта молодого композитора и пианиста, а позднее вместе с ним и скрипачом Юлием Конюсом исполнил премьеру рахманиновского Элегического трио. Автор посвятил Брандукову знаменитую Сонату для виолончели и фортепиано.
Великий пианист Генрих Нейгауз, не раз выступавший в ансамбле с виолончелистом, отмечал: «В Брандукове поражала исключительная артистичность, творческая свобода и горячая эмоциональность в соединении с чувством стиля. Особенно привлекал его благородный, мощный и предельно выразительный звук. Страстность и творческое горение... – таков был Брандуков в процессе работы».
Вероятно, эмоциональность и романтическая внешность музыканта прежде всего привлекли Леонида Пастернака, написавшего портрет Анатолия Брандукова.
Ценные произведения изобразительного искусства – важная часть нашей культуры.
Экспомузыка - Портрет Анатолия Брандукова
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).