Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Портрет дамы с письмом в руке

Музей Музыки
Портрет дамы с письмом в руке

На старинном портрете из музейной коллекции изображена немолодая женщина в темных одеждах, сидящая в кресле. В ее руках, бессильно опущенных на колени, письмо и лорнет в золотой оправе. Красная сургучная печать на конверте не сломана – письмо еще не распечатано. Может быть, дама, увидев имя отправителя, погрузилась в раздумье и медлит прочитать письмо?

Художнику удалось прекрасно прописать лицо женщины в обрамлении темных волос и кружевного чепца. Фигура удалась хуже – заметно нарушение пропорций. Можно предположить, что перед нами произведение начинающего художника.

Действительно, эта первая работа Адольфа Шарлеманя «Портрет дамы с письмом в руке», написанная им в 22 года при поступлении в Императорскую академию художеств.

Адольф Шарлемань был внуком французского скульптора, который прибыл в Россию во времена Екатерины II. Отец Адольфа, его дядя и брат были архитекторами.

В Академии художеств Шарлемань учился в классах Федора Бруни, мастера исторической живописи, и художника-баталиста Богдана Виллевальде. Поэтому не удивительно, что картина, за которую художник в 1855 году получил большую золотую медаль, была написана на военно-исторический сюжет и называлась «Монахи ордена капуцинов встречают фельдмаршала графа Суворова на вершине Сен-Готарда в 1799 году».

Карьера Шарлеманя была успешной. После длительного путешествия по странам Европы художник вернулся в Петербург, где проявил свой талант в разных жанрах и видах деятельности. Шарлемань работал гравером, писал образа для католических церквей и эскизы театральных костюмов, создал серию акварелей с изображением военных парадов и маневров для альбома императора Александра III, оформлял театральные программы и меню парадных обедов, преподавал в Академии художеств. Шарлемань удостоился звания «художника Его Императорского величества». А в 1882 году Александр III утвердил созданный художником эскиз Государственного герба Российской империи.

Шарлемань прославился эскизом игральных карт для массового полиграфического производства. Его проект стал самым удачным: Рисунки карт, почти не изменившись, используются в России и сегодня.

На фоне бурной и разносторонней деятельности Адольфа Шарлеманя его «Портрет дамы с письмом в руке» из собрания Музея музыки выглядит скромной «пробой пера». Но эта работа заслуживает внимания – как дебют талантливого художника.

Произведения изобразительного искусства – важнейшая часть нашей культуры.

Н.Тартаковская

Экспомузыка - Портрет дамы с письмом в руке