Экспомузыка - Портрет И.С. Козловского
Портреты композиторов и музыкантов-исполнителей – важная и ценная часть музейного собрания; живописные, графические, фотографические изображения музыкантов часто используются в выставочных проектах не только в Музее музыки, но и отправляются на выставки в другие музеи страны.
Музей собирает и хранит работы выдающихся живописцев и известных фотомастеров, таких как Василий Перов, Александр Головин, Борис Григорьев, Леонид Пастернак, фотографы братья Хенкины и Алексей Бражников. Однако портреты, сделанные малоизвестными художниками, или любительские фотографии тоже могут представлять немалый интерес. Примером может служить один из портретов выдающегося оперного и концертного певца Ивана Семёновича Козловского, выполненный в необычной технике художественной вышивки.
История художественной вышивки как вида декоративно-прикладного искусства насчитывает не одно столетие. Вышивку художественной гладью порой называют живописью на ткани с помощью цветных ниток, передающих разнообразные оттенки цвета. Портретная вышивка – наиболее трудный вид художественной вышивки, требующий особых усилий в передаче портретного сходства. В истории сохранилось немного имён мастеров (или, скорее, мастериц) портретной вышивки. К примеру, в экспозиции Дома-музея Н.А. Ярошенко «Белая вилла» в Кисловодске привлекают внимание портреты, вышитые женой художника – Марией Павловной Невротиной. Но в большинстве случаев имена создателей вышитых шедевров остаются неизвестными – как и автора портрета Козловского из фондов РНММ, подписанного только инициалами «Т.Т.».
Вышивка размером 37 на 27 см изображает Ивана Семёновича Козловского не в роли, а в жизни и обнаруживает явное портретное сходство – лицо певца легко узнаваемо. Вышивка гладью искусно имитирует карандашные штрихи в изображении лица и светло-коричневого фона, передаёт фактуру ткани голубой рубашки и белого галстука-бабочки. Пиджак из бело-зелёной клетчатой ткани выполнен в иной технике, с имитацией ткани с переплетениями нитей разных цветов. Налицо полная иллюзия живописного портрета.
Вышивка позволяет рассмотреть изнаночную сторону, и, что особенно любопытно, она практически двусторонняя – все концы нитей и узелки искусно спрятаны. Как тут не вспомнить эпизод из старого художественного фильма 60-х годов «Посол Советского Союза», в котором героиня Юлии Борисовой, посол СССР в некоей скандинавской стране делает комплимент королю, любителю вышивания: «В Вашей работе я не обнаружила ни одного узелка».
Вышитый портрет И.С. Козловского поступил в Музей музыки в 2008 году в составе обширного архива певца, переданного в дар членами его семьи. При всей редкости техники исполнения это не единственная работа такого рода в фондах Музея музыки. В фонде С.В. Рахманинова хранится кресло, в котором любил работать композитор. Обшивка кресла вышита дочерьми Рахманинова Ириной и Татьяной. Они же вышили в подарок отцу ковёр размером 125 на 79 см с изображением трёх женских фигур в саду.
Старинное искусство вышивания сейчас – с использованием специальных машин и компьютерных программ значительно упростилось и стало доступно многим. Тем ценнее образец рукотворного мастерства, сохранённого в семье Ивана Семёновича Козловского и теперь хранимого в музейных фондах.
Экспомузыка - Портрет И.С. Козловского
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).