Экспомузыка - Портрет Рахманинова с дарственной надписью А.Затаевичу.mp3
На одном из фотопортретов Сергея Васильевича Рахманинова, датированном 7 мая 1897 года, имеется дарственная надпись: «Милому другу и товарищу по искусству А.В. Затаевичу». Александр Викторович Затаевич был всего на 4 года старше Рахманинова. В 1895 году, когда состоялось их знакомство, он служил чиновником губернского правления в польском городе Петрокове, входившем, как и вся губерния, в состав Российской империи. На досуге Александр пробовал заниматься композицией и писал музыкальные рецензии. В том же 1895 году в Лодзь на гастроли приехал Рахманинов, и, услышав игру знаменитого пианиста, Затаевич навсегда стал его страстным почитателем. Он даже осмелился послать Рахманинову свои первые фортепианные опусы – две Мазурки, и Рахманинов отозвался о них с одобрением. «У вас прямо есть талант, мой Вам совет – продолжать», ‒ написал он начинающему автору. Взаимная симпатия быстро переросла в прочную дружбу. Уже спустя месяц после первой встречи Рахманинов в письмах обращается к Затаевичу не иначе, как «милый друг Александр Викторович» ‒ такое обращение он позволял себе только по отношению к ближайшим друзьям. Рахманинов не только дал своему новому приятелю немало ценных советов и самолично правил его сочинения, но и помог их опубликовать в издательстве Юргенсона. В библиотеке Рахманинова сохранилось издание Трёх пьес оп. 2 Александра Затаевича со следующей дарственной надписью: «Моему лучшему другу Сергею Васильевичу Рахманинову в восторженное посвящение от бесконечно благодарного и преданного А. Затаевича». В ответ Рахманинов посвятил другу свои Шесть музыкальных моментов ор. 16.
В 1904–1915 годах Затаевич служил в Варшаве и продолжал активную музыкально-критическую деятельность. В газете «Варшавский дневник» он опубликовал более тысячи статей и рецензий, причём самые пылкие и восторженные были посвящены, конечно, Рахманинову.
14 марта 1908 года в Варшаве состоялся симфонический концерт с участием Рахманинова. В программу были включены Вторая симфония, которой дирижировал сам автор; совместно с пианистом Александром Михайловским композитор исполнил Вторую сюиту для двух фортепиано. Спустя два дня в газете «Варшавский дневник» появилась рецензия Затаевича, в которой автор отмечал исключительный успех концерта. «Симфония замечательного композитора произвела глубокое впечатление, – писал он. – Композитор, дирижёр, пианист и аккомпаниатор – Рахманинов был предметом восторженных оваций как со стороны многочисленной публики, так и оркестра, сыгравшего в честь его туш. Ему же поднесли два громадных венка от Русского собрания и от Русского музыкального общества и грандиозный букет из роз, а также ценный подарок от поклонников его таланта (столовые часы с излюбленным композитором «башенным боем»)».
Как же сложилась дальнейшая судьба Александра Затаевича? Он окончательно избрал музыку основным занятием и стал известным учёным-этнографом. Ещё в Варшаве музыкант записывал народные польские песни, а в 1920-х годах в Туркестане занялся собиранием и изучением киргизской и казахской народной музыки. И думается, что его музыкальная карьера определилась не без влияния и участия Сергея Рахманинова.
Экспомузыка - Портрет Рахманинова с дарственной надписью А.Затаевичу.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).