Экспомузыка - Рахманинов и Стейнвей.mp3
В коллекции фотоматериалов Российского национального музея музыки хранится фотография, запечатлевшая приём, организованный знаменитой американской фирмой Steinway & Sons в честь пианиста Иосифа Гофмана в 1928 году в Нью-Йорке. В богато украшенном, ярко освещённом зале гости – все во фраках и чёрных бабочках – смотрят в объектив камеры, установленной несколько сверху, чтобы все уместились в кадре. Среди приглашённых – Николай Метнер, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов.
Имя всемирно известного пианиста и композитора Сергея Васильевича Рахманинова, прожившего в Америке последние 25 лет жизни, стало для американской компании-производителя фортепиано наилучшей рекламой. Не случайно авторы фирменного слогана «Инструмент для бессмертных» включили Рахманинова в список выдающихся музыкантов от Франца Листа до Иосифа Гофмана, игравших исключительно на этих великолепных роялях. Концертная деятельность С.В. Рахманинова с 1918 года была связана с фирмой «Стейнвей», поставлявшей ему инструменты – один из них привезли в имение Сенар в Швейцарии (ещё не распаковав его, Рахманинов приоткрыл крышку и тихонько заиграл – рояль показался ему великолепным). В 1942 году Рахманинов заказал рояль для своего дома в Калифорнии и получил второй инструмент в подарок от фирмы к 50-летию его творческой деятельности. Главе фирмы Теодору Стейнвею Рахманинов писал: «Я знаю, что мне понравятся оба рояля, и я буду играть на них с удовольствием так же, как с удовольствием играл на всяком «Стейнвее», пользоваться которыми было для меня счастьем на протяжении многих прошлых лет. Ваш благородный поступок в отношении счёта за них ставит меня в затруднительное положение; нет слов для выражения моей благодарности».
Ещё один рояль был подарен дочери Рахманинова Ирине ко дню свадьбы в 1931 году; рояли Стейнвея специально доставлялись во все города, где проходили гастроли пианиста; по просьбе Рахманинова, чьё имя было лучшей рекомендацией, рояли предоставлялись бесплатно русским музыкантам, приезжавшим в Америку – например, композитору и пианисту Николаю Метнеру, гастроли которого в Америке в 1924–1925 годах были организованы концертным отделом фирмы «Стейнвей». Директор концертного отдела фирмы Александр Грейнер и его жена Александра были хорошими знакомыми артиста; к ним он нередко обращался с просьбами передать благодарность «всем Стейнвеям» за поздравление или послать Юлии Стейнвей в госпиталь дюжину роз от «старого друга из Калифорнии».
В 1930 г. Теодор Стейнвей приобрёл скульптурный портрет Рахманинова работы Сергея Конёнкова. По этому поводу Рахманинов написал Стейнвею: «Очень обрадовался, что Вы приобрели работу одного из лучших русских скульпторов С. Конёнкова». Великолепный портрет Рахманинова работы Константина Сомова был предложен фирме для рекламных целей. Сейчас он в числе других живописных и скульптурных изображений Рахманинова украшает офис фирмы «Steinway & Sons» в Нью-Йорке.
Фото: С.В. Рахманинов на юбилее Стейнвея. 1939
Экспомузыка - Рахманинов и Стейнвей.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).