Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Редкие записи Елизаветы Петренко

Музей Музыки
Редкие записи Елизаветы Петренко

В Музее музыки хранятся шесть старинных пластинок выдающейся певицы Елизаветы Петренко, выпущенных в 1910 году: две песни из цикла Мусоргского «Песни и пляски смерти», романсы Чайковского – «Страшная минута», «На нивы жёлтые» и «Он так меня любил», а также арии и дуэты из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» – с Александром Брагиным.

Елизавета Фёдоровна родилась в 1880 году недалеко от Харькова. Образование получила в местной гимназии. В 1905 году окончила с малой золотой медалью Петербургскую консерваторию по классу вокала Наталии Ирецкой. Сразу же дебютировала на сцене Мариинского театра в роли Далилы в опере Сен-Санса. За десять лет работы в этом театре она выходила на сцену более 600 раз, спев свыше 40 партий. Вокальное искусство Елизавета Фёдоровна совершенствовала у известного педагога Каролины Ферни-Джиральдони, брала уроки ритмики и танца у Михаила Фокина. Она с успехом гастролировала вместе с Шаляпиным в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, Лондоне, Монте-Карло и Риме. Европейская публика и критика особенно отмечала выступления певицы в партиях Марины Мнишек и Марфы в операх Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина». В 1908 году Парижская академия наградила Елизавету Петренко орденом Серебряной Пальмы. Она была приглашена в театр «Гранд-опера» на роль Маддалены в опере Верди «Риголетто». Её партнером в спектакле был великий Энрико Карузо.

Елизавета Петренко обладала мощным, ровным во всех регистрах голосом меццо-сопрано, редким по красоте и мягкости тембром, высокой музыкальной культурой. Искусство певицы ценили Римский-Корсаков, Бакст, Луначарский. Она считалась одной из красивейших женщин своего времени. Достаточно взглянуть на её фотографии.

В первые годы Советской власти Елизавета Петренко выступала в петроградском Народном доме и Театре музыкальной драмы. В дальнейшем она преподавала в различных учебных заведениях, в том числе в Музыкальном техникуме имени Гнесиных и свыше 20 лет в Московской консерватории. По воспоминаниям современников, Елизавета Фёдоровна была проста в общении, очень доброжелательна. Её боготворили студенты. Сергей Левик называл её человеком «большой и благородной души».
Пластинки Елизаветы Петренко, хранящиеся в музее, напоминают нам о замечательной русской певице.

Редкие звукозаписи – это живая история музыки.

Экспомузыка - Редкие записи Елизаветы Петренко