Экспомузыка - РИСУНОК БОРИСА КНОБЛОКА
В 1960 году в коллекцию Музея музыки поступили изобразительные и печатные материалы балета композитора Климентия Корчмарёва «Аленький цветочек» – по мотивам одноимённой сказки Сергея Аксакова. Этот балет был поставлен в 1949 году в Новосибирском театре оперы и балета. Сценограф спектакля – заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии и Государственной премии Татарской ССР Борис Георгиевич Кноблок. Его работы отличаются высоким мастерством, живостью и передачей пластики движения.
Борис Кноблок родился в 1903 году в Москве. Учился у Константина Коровина, Петра Шухмина, Василия Яковлева. С 1923 года работал в области журнальной графики и плаката. В 1934–37 годах был главным художником Реалистического театра Николая Охлопкова, в годы войны – главным художником Малого театра. Затем работал в Новосибирском оперном театре, а в 1948–1963 годах был главным художником Центрального Детского театра. Сотрудничал также с Московским драматическим театром имени Ермоловой, работал в кино (как актёр и художник – в фильмах «Заключённые», «Светлый путь»).
С 1946 года Кноблок постоянно участвовал в оформлении физкультурных парадов и массовых праздничных шествий. В 1957 году был главным художником Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Кроме того, Борис Георгиевич участвовал в возрождении Московского Мюзик-холла.
Из переданных в Музей музыки эскизов костюмов балета «Аленький цветочек» в Новосибирске выделяется рисунок с надписью «Машенька», выполненный красной тушью. В верхнем левом углу изображена эмблема балета – сказочный красный цветок с розоватыми бликами. Образ главной героини навеян мотивами природы: цветочными лепестками, колокольчиками, бабочками. Костюм «Машеньки» эффектно дополняет прозрачная накидка из тончайшей паутины, создающей ощущение воздушности и невесомости.
Художник не просто нарисовал костюм – он изобразил юную красавицу в парящем танцевальном движении на пуантах с изящно поднятой правой рукой с бабочкой, которая вот-вот улетит с кончика её пальца. Левая рука, отводящая накидку, подобна крылу, готовому к полёту. Образ в балетном движении удивительно лёгкий, но вместе с тем наполненный внутренней силой и гармонией.
Работая над эскизами костюмов, Борис Кноблок создавал законченные художественные образы персонажей, выражая присущую им пластику: движения рук, ног и тела.
Ценные произведения изобразительного искусства – важная часть нашей культуры.
Экспомузыка - РИСУНОК БОРИСА КНОБЛОКА
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).