Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Рисунок Бориса Кноблока

Музей Музыки
Рисунок Бориса Кноблока

В 1960 году в коллекцию Музея музыки поступили изобразительные и печатные материалы балета композитора Климентия Корчмарёва «Аленький цветочек» – по мотивам одноименной сказки Сергея Аксакова. Этот балет был поставлен в 1949 году в Новосибирском театре оперы и балета. Сценограф спектакля — заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии и Государственной премии Татарской ССР Борис Георгиевич Кноблок. Его работы отличаются высоким мастерством, живостью и передачей пластики движения.

Борис Кноблок родился в 1903 году в Москве. Учился у Константина Коровина, Петра Шухмина, Василия Яковлева. С 1923 года работал в области журнальной графики и плаката. В 1934–37 годах был главным художником Реалистического театра Николая Охлопкова, в годы войны – главным художником Малого театра. Затем работал в Новосибирском оперном театре,а в 1948–1963 годах был главным художником Центрального Детского театра. Сотрудничал также с Московским драматическим театром имени Ермоловой, работал в кино (как актер и художник – в фильмах «Заключенные», «Светлый путь»).

С 1946 года Кноблок постоянно участвовал в оформлении физкультурных парадов и массовых праздничных шествий. В 1957 году был главным художником Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Кроме того, Борис Георгиевич участвовал в возрождении Московского Мюзик-Холла.

Из переданных в Музей музыки эскизов костюмов балета «Аленький цветочек» в Новосибирске выделяется рисунок с надписью «Машенька», выполненный красной тушью. В верхнем левом углу изображена эмблема балета — сказочный красный цветок с розоватыми бликами. Образ главной героини навеян мотивами природы: цветочными лепестками, колокольчиками, бабочками. Костюм «Машеньки» эффектно дополняет прозрачная накидка из тончайшей паутины, создающей ощущение воздушности и невесомости.

Художник не просто нарисовал костюм – он изобразил юную красавицу в парящем танцевальном движении на пуантах с изящно поднятой правой рукой с бабочкой, которая вот-вот улетит с кончика ее пальца. Левая рука, отводящая накидку, подобна крылу, готовому к полету. Образ в балетном движении удивительно легкий, но вместе с тем наполненный внутренней силой и гармонией.

Работая над эскизами костюмов, Борис Кноблок создавал законченные художественные образы персонажей, выражая присущую им пластику: движения рук, ног и тела.

Ценные произведения изобразительного искусства – важная часть нашей культуры.

Нина Милешина

Экспомузыка - РИСУНОК БОРИСА КНОБЛОКА