Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Романс Аренского на стихи Чайковского

Музей Музыки
Романс Аренского на стихи Чайковского

О, ландыш, отчего ты радуешь так взоры?
Другие есть цветы роскошней и пышней,
И ярче краски их, и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей.

 

Это первые строки стихотворения Петра Ильича Чайковского «Ландыш». В Музее музыки хранится его копия, написанная рукой брата композитора – Модеста.

Три строфы стихотворения стали текстом одноимённого романса Антония Степановича Аренского, написанного для голоса, виолончели и фортепиано. Авторская рукопись также хранится в Музее музыки в личном фонде Аренского. Сочинение датировано 22 ноября 1894 года. Позже, при подготовке к изданию, композитор внёс многочисленные пометы красными чернилами – штрихи, динамические оттенки, а главное, вверху листа добавил посвящение: «Княгине Марии Клавдиевне Тенишевой».

В 1895 году профессор Московской консерватории Антоний Аренский переезжает в Петербург. В его жизни происходят неожиданные перемены: он получает завидную должность директора Придворной певческой капеллы, которая, впрочем, доставляет ему много хлопот и мешает творчеству. Тем не менее, исполнение его оперы «Рафаэль» в зале Дворянского собрания стало событием в музыкальной жизни Петербурга. Аренский становится частым гостем в салоне княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. Эта всесторонне одарённая, талантливая женщина – одна из любопытнейших артистических фигур рубежа веков. На музыкальных вечерах в её салоне выступали Анатолий Брандуков, Иосиф Гофман, Александр Скрябин, Софья Ментер, Леопольд Ауэр, среди них был и Аренский.

«Я никогда не любила концертов, – писала в своих воспоминаниях Тенишева. – Душная зала, скучные шеренги ненавистных мне венских стульев, где приходилось иногда сидеть в неимоверной тесноте, часто рядом с невеждами и неприятными людьми, мешающими вам слушать – всё это действовало на меня раздражающе. Но сидя дома, в любимом кресле, закрыв глаза, слушать квартет Чайковского или трио Аренского с его участием и чудным исполнением – было огромным, незаменимым наслаждением. Мы приглашали только немногих людей, действительно любящих и понимающих музыку, желающих насладиться ею в тиши и уединении».

Сама Мария Клавдиевна, обучавшаяся пению в Париже, пела на своих вечерах, часто в дуэте с мужем, неплохо играющим на виолончели. Можно предположить, что романс «Ландыш», написанный для голоса, виолончели и фортепиано, могли исполнять супруги Тенишевы в ансамбле с Антонием Аренским. Мария Клавдиевна увлекалась не только музыкой, но и живописью и написала портрет Аренского. Не мог ли романс, посвящённый ей, быть ответным подарком? Пока это неизвестно, так же как неизвестна и судьба портрета. Сохранился ли он, и где его искать?

Автографы великих композиторов – это живая история музыки.

Экспомузыка - Романс Аренского на стихи Чайковского.mp3

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.