Экспомузыка - РОССИНИ В ПЕТЕРБУРГЕ
В коллекции Музея музыки хранятся несколько фотографий великого итальянского композитора Джоаккино Россини. Одна из них – на паспарту со штампом «Фотография Лоренковича. Большая Конюшенная, 15. Санкт-Петербург». По адресу можно достаточно точно установить дату выпуска фотопортрета: мастерская петербургского фотографа Николая Лоренковича с июня 1873 года размещалась на Конюшенной улице, а годом позже переехала на Большую Морскую.
К этому времени в продаже уже появились печатные открытки – впервые их издали в Австрии в 1869 году. Однако в России в 70-х годах пользовались популярностью и фотографические портреты знаменитостей. Спустя пять лет после смерти Россини фотограф Лоренкович выпустил фотокопию с раннего портрета композитора 1840-х годов.
Итальянский музыкант никогда не был в нашей стране, хотя такая поездка вполне могла состояться и даже планировалась. В 1822 году российский император Александр I присутствовал в венецианском театре Ла Фениче на спектакле «Магомет II». Автор оперы, прославленный Джоаккино Россини, был представлен царю и преподнёс ему два марша, написанные в его честь. В следующем году Александр I одобрил идею создания в Санкт-Петербурге Итальянского оперного театра. Предполагалось поставить сразу 10 опер Россини. Многие из них уже были известны в России, ставились в крепостных и домашних театрах. Например, в доме московского генерал-губернатора Апраксина исполнялись «Сорока-воровка», «Отелло» и «Итальянка в Алжире». Альбом дочери Апраксина княгини Голицыной украшал нотный автограф Россини, привезённый ею из заграничного путешествия.
Российские газеты сообщали о предстоящем приезде в Санкт-Петербург знаменитого музыканта с оперной труппой. Пушкин писал другу: «Правда ли, что к вам едет Россини и итальянская опера? Боже мой. Это представители рая небесного. Умру с тоски и зависти».
Однако приезд итальянских артистов не состоялся из-за трагических событий – сильнейшего наводнения в Петербурге в 1824 году, смерти императора Александра I годом позже и последовавшего длительного траура. Всё это, однако, никак не помешало российской славе «упоительного» Джоаккино Россини. Фотографии и открытки с его портретами пользовались большой популярностью в течение многих десятилетий.
Редкие фотодокументы – это живая история музыки.
Экспомузыка - РОССИНИ В ПЕТЕРБУРГЕ
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).