Экспомузыка - Салон Виельгорских
Одна из жемчужин коллекции графики Российского национального музея музыки – литография художника-гравёра П. Рорбаха, изображающая музыкальный вечер в доме графов Виельгорских. Вокруг стола с нотными пюпитрами и зажжёнными свечами расположились четверо музыкантов с инструментами в руках – квартет: Алексей Львов (скрипка), Матвей Виельгорский (виолончель), Густав Вильде (альт) и Всеволод Маурер (скрипка). Рядом с Матвеем Виельгорским – его младший брат Михаил, также талантливый музыкант, игравший в семейном квартете на альте и блестящий пианист. Действие происходит в Санкт-Петербурге в доме братьев Виельгорских на Михайловской площади, время действия – 40-е годы XIX столетия.
«Маленький храм изящных искусств» – так называл салон Виельгорских французский композитор Гектор Берлиоз, не раз бывавший в нём. Этот салон был особенный: там редко танцевали, но каждую неделю устраивались концерты, в которых принимали участие все находившиеся в то время в Петербурге знаменитости. У Виельгорских выступали Роберт и Клара Шуман, Ференц Лист, Генрик Венявский и другие знаменитые артисты. «Эти Виельгорские – великолепные люди для художников; они живут только для искусства», – писал Роберт Шуман; он же называл Михаила Виельгорского самым гениальным дилетантом из всех, кого он знал. Друзьями Виельгорских были Пушкин, Грибоедов, Одоевский, Жуковский, Тютчев. Михаил Юрьевич оказывал поддержку многим отечественным музыкантам – например, братьям Рубинштейнам. Он также способствовал освобождению от крепостной зависимости поэта Тараса Шевченко.
Старший Виельгорский – Матвей – считался одним из первых виолончелистов не только в России, но и в Европе. Ему посвящали свои сочинения Антон Рубинштейн (третий квартет) и Феликс Мендельсон (Вторую сонату для виолончели и фортепиано). Он собрал коллекцию музыкальных инструментов, в которой было пять инструментов работы Страдивари. Матвей Виельгорский был одним из основателей Русского музыкального общества. Свою богатую библиотеку и коллекцию он завещал консерватории, а виолончель работы Страдивари подарил виолончелисту Карлу Давыдову.
Именно в доме Виельгорских состоялась первая репетиция оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя», а вторую оперу Глинки «Руслан и Людмила» исполнил по партитуре Ференц Лист. Наконец, именно Михаил Виельгорский был одним из тех просвещённых любителей музыки, кто открыл для России Людвига ван Бетховена. Благодаря ему уникальный манускрипт Бетховена – эскизная тетрадь 1803–1804 годов оказалась в России; сейчас эскизная тетрадь хранится в фондах музея.
Братья Михаил и Матвей Виельгорские оставили заметный след в истории русской музыки. Для многих начинающих музыкантов выступление у Виельгорских открывало путь к дальнейшей концертной деятельности. Напомним, что Русское музыкальное общество было основано только в 1859 году, но его прообразом стали любительские музыкальные собрания, в том числе в салоне братьев Виельгорских.
Экспомузыка - Салон Виельгорских
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).