Экспомузыка - Саранги.mp3
Видное место в музейной коллекции музыкальных инструментов занимает саранги. Это классический струнный инструмент Индии. Он связан с исполнительской традицией хиндустани, то есть северных районов страны, где он встречается в разных вариантах. Саранги используется как сольный и аккомпанирующий инструмент, для сопровождения танцев и театрализованных представлений.
Корпус саранги и его шейка в виде коробки выдолблены из одного куска красного дерева. Верхняя часть резонатора с выемками по бокам покрыта тонкой кожей – пергаменом. Широкий гриф без ладов – это деревянная полированная пластина, покрывающая шейку. На мембране укреплена тонкая подставка из слоновой кости – на ней по традиции изображают стилизованное животное. Через подставку к колкам протянуты мелодические струны – три жильных и одна медная. Сбоку в шейку грифа вставлены колки для резонирующих струн – тараб. Эти струны, как и у других восточных струнных инструментов, не участвуют в игре, но создают эффект призвуков, окружающих основную мелодию.
Исполнитель – его называют сарангия – играет сидя, держит инструмент вертикально, оперев его нижний край о скрещённые ноги, а верхнюю часть – прислонив к левому плечу. Для игры используют короткий смычок, держат его ладонью наружу. К его древку прикреплён пучок конского волоса, натяжение которого регулируется с помощью особого порожка. Саранги отличается от большинства других щипковых инструментов тем, что струны прижимают не сверху, а сбоку ногтями пальцев левой руки, слегка сдвигая их в сторону.
Саранги обладает мягким и нежным звуком, близким к тембру человеческого голоса. Вместе с тем для него характерна некоторая «завуалированность», размытость и богатство звуко-высотных нюансов. Конструкция инструмента даёт возможность исполнять на нём сложные виртуозные пассажи.
В конце XIX – начале XX века саранги стал концертным инструментом классической традиции хиндустани, связанной с исполнением раги. Он играет ведущую роль в ансамбле со струнным щипковым инструментом танпурой и барабанчиками табла.
Экспомузыка - Саранги.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).