Экспомузыка - Сарод.mp3
Один из популярнейших инструментов типа лютни в индийской классической музыкальной традиции – сарод, струнный щипковый инструмент с богатыми выразительными возможностями. Считается, что он ведёт своё происхождение от афганского рабаба и индийской лютни, известных с глубокой древности. Размеры и конструкция сарода варьируются в разных районах Индии.
В собрании Музея музыки находится сарод, подаренный выдающимся индийским музыкантом, виртуозом игры на ситаре Рави Шанкаром.
Корпус сарода, с выемками по бокам, выдолблен из цельного куска красного дерева. Резонатор в форме полусферы, покрытый сверху пергаменом, суживается и переходит в металлический гриф без ладов. В загнутую головку грифа вставлены восемь больших колков для мелодических струн, чуть ниже два колка для струн-бурдонов и ещё двенадцать маленьких колков для резонирующих струн. Струны сарода в прошлом были жильными, в наше время они стальные и медные.
Играют на сароде сидя, оперев его корпус на правую ногу. Звук извлекают особым плектром под названием «джава». Он сделан из дерева или слоновой кости. На грифе играют пальцами левой руки.
Особенности конструкции, в частности металлический гриф, придают сароду специфическое холодноватое звучание. Быстро затухающий звук инструмента требует особой техники игры, которая связывает звуки в развёрнутые ладомелодические построения – «гирлянды». Это особенно свойственно быстрым разделам индийской раги. Изощрённая конструкция сарода позволяет достигать технического совершенства и выразительных нюансов.
В современной концертной практике сарод используется как солирующий инструмент, часто с ритмическим аккомпанементом двух небольших барабанчиков – «тáбла».
В XX веке сарод получил широкую известность на Западе во многом благодаря усилиям Алладдин Хана – основателя майхарской исполнительской школы, отца и учителя блестящего музыканта Али Акбар Хана.
Экспомузыка - Сарод.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, член Общественной палаты РФ, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума Союза музеев России, доцент кафедры государственного управления в сфере культуры и спорта Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук.