Экспомузыка - Сергей Прокофьев и Нина Кошиц
Фотография из музейной коллекции, сделанная в 1917–18 годах, запечатлела знаменитого композитора Сергея Прокофьева и не менее известную в те годы певицу Нину Кошиц. Они сфотографированы, скорее всего, во время репетиции: Кошиц стоит у рояля, опершись на крышку, Прокофьев аккомпанирует ей с трубкой в зубах.
Нина Кошиц, дочь известного украинского певца и педагога Павла Кошица, училась в Московской консерватории у итальянского педагога Умберто Мазетти, а затем совершенствовалась в Париже у знаменитой певицы Фелии Литвин. Она много выступала на сцене Московской оперы Зимина, Мариинского театра в Санкт-Петербурге, пела в концертах. Певица обладала голосом редкой красоты и силы. Кошиц любила исполнять сочинения современных композиторов, и в том числе посвящённые ей романсы Рахманинова, Метнера и Прокофьева.
Сергей Прокофьев был знаком с Кошиц со студенческих лет. Он высоко ценил дарование певицы – писал, что «она поёт дивно», и не раз выступал в ансамбле с ней. 15 марта 1918 года, незадолго до отъезда композитора из России, Кошиц вместе с Прокофьевым исполнили в Москве новый цикл романсов композитора – «Пять стихотворений Ахматовой для голоса с фортепиано» опус 27. Возможно, фотография сохранила момент именно этого исполнения.
В 1920 году Нина Кошиц эмигрировала из России проторенным путем: из Москвы уехала в Киев, оттуда в Одессу и затем в Константинополь. С помощью давнего друга – Прокофьева – Кошиц перебралась в Нью-Йорк, где композитор обосновался двумя годами ранее.
Искренне желая помочь старинной приятельнице в её американской карьере, Прокофьев представил Нину Кошиц директору чикагского оперного театра Мэри Гарден. Придя в восторг от голоса Кошиц, та сразу же предложила Нине партию Фаты Морганы в постановке оперы Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Кошиц исполняла и другие сочинения Прокофьева – Пять песен без слов опус 35, «Гадкого утёнка» для голоса и фортепиано, участвовала в мировой премьере оперы «Огненный ангел» в 1928 году.
Успешная артистическая жизнь певицы закончилась в маленьком американском городке Санта-Ана на тихоокеанском побережье Соединённых Штатов. Стареющая примадонна жила в окружении знакомых артистов, музыкантов, друзей юности, писала музыку, сочиняла стихи. Её воспоминания даже были напечатаны в американской русскоязычной газете «Новое русское слово» в 1965 году. И несмотря на то, что отношение Прокофьева к певице со временем менялось вплоть до открытой неприязни, она вспоминала композитора с благодарностью – ведь он помогал ей морально и материально в трудные годы. Правда, заканчивались её мемуары на щемящей ноте: «Он никогда не написал – ни мне, ни обо мне – во многих своих воспоминаниях. А мы были так дружны!» Подтверждение этой дружбы – редкая фотография из музейных фондов.
Ценные экспонаты – это живая история музыки.
Экспомузыка - Сергей Прокофьев и Нина Кошиц
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).