Экспомузыка - Скифская арфа – дар Алтая.mp3
Коллекция музыкальных инструментов Горного Алтая в Музее музыки до недавнего времени включала 11 предметов XIX–XX веков. В том числе один металлический варган; два духовых инструмента: шогур – свистковая флейта без игровых отверстий, и абырга – духовой инструмент с мундштуком, он используется как манок во время охоты на оленей. Более широко представлены струнные: четыре смычковых икили и четыре щипковых топшура. Те и другие – разновидность лютни с длинной шейкой без ладов, с двумя струнами из прядей конского волоса. Икили отличаются от топшуров более крупными размерами, чуть более округлой декой и более высокой подставкой. В сопровождении икили поют лирические, бытовые, исторические песни. Топшур – самый распространённый музыкальный инструмент алтайцев. На нём аккомпанируют богатырскому эпосу, народным сказкам. Во время народных праздников устраиваются состязания в игре на топшурах.
Несколько лет назад из Барнаула в Москву приезжал мастер-реставратор музыкальных инструментов Александр Гнездилов. К 100-летнему юбилею Музея он подарил два алтайских инструмента своей работы: реконструкцию древней скифской арфы и усовершенствованный темир-комыс (род варгана).
Во время торжественной церемонии в Прокофьевском зале артистка ансамбля гусляров «Купина» Елена Беликова продемонстрировала звучание возрождённой скифской арфы, играя на концертном варианте инструмента – семиструнной арфе работы мастера.
Источником вдохновения для него послужили фрагменты арфы, найденные археологами во время раскопок курганов в Горном Алтае в 1940-х годах. Эта находка, датируемая концом IV – началом III века до нашей эры, вызвала огромный научный интерес. Сохранившиеся фрагменты инструмента исследовали специалисты из разных стран, было много споров о его конструкции.
Александр Гнездилов решился создать звучащий вариант древней скифской арфы. Изучая в Эрмитаже оригинальные части арфы, мастер долго размышлял над тем, как могли крепиться струны, сколько их могло быть, пытался понять логику инструмента. В результате он предложил сразу несколько вариантов арфы: двухструнную, на которой можно играть бряцанием, и многострунную, на которой играют перебором. Чтобы расширить диапазон, мастер сконструировал и запатентовал ползуны – свинцовые грузики изогнутой формы. Они могут фиксироваться в любой точке струны и менять высоту тона. Мастер применил и другие собственные изобретения. В итоге на свет появились современные концертные скифские арфы.
Экземпляры воссозданных инструментов хранятся в Музее истории литературы, искусства и культуры Алтая и в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства. А два ценнейших экземпляра заняли своё место в коллекции Музея музыки, став её украшением.
Ценные музыкальные инструменты – это живая история музыки.
Экспомузыка - Скифская арфа – дар Алтая.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).