Экспомузыка - СОБИНОВ В РОЛИ ОРФЕЯ
В фондах Музея музыки хранится рисунок пастелью с изображением выдающегося русского певца Леонида Собинова в роли Орфея в опере Глюка «Орфей и Эвридика». Художник Андерсон запечатлел трагический кульминационный момент оперы: легендарный певец Орфей, герой древнегреческого мифа, скорбит о навсегда потерянной любимой супруге Эвридике.
Голова Собинова–Орфея в тёмно-золотом лавровом венке на золотистых локонах низко опущена, огромные глаза закрыты, брови трагически заломлены. Весь вид выражает глубокое страдание и муку.
Творческая жизнь Леонида Собинова большей частью протекала в Москве. Он был солистом Большого театра, на сцене которого выступил более 600 раз и исполнил 35 ролей. Дважды – в 1917–1918 и в 1921 годах – Собинов был директором Большого театра. Певец часто гастролировал в России и в Европе. В 1910 году на сцене Мариинского театра в Петербурге артист предстал в роли Орфея.
Выдающиеся мастера искусства Серебряного века – режиссёр Всеволод Мейерхольд, художник Александр Головин и балетмейстер Михаил Фокин создали запоминающийся спектакль. В хоровых и балетных сценах было задействовано более 200 человек. Три года понадобились Александру Головину для написания декораций. Над одним только красным занавесом 80 портних трудились несколько месяцев.
Выбор исполнителя главной роли также занял немало времени. По традиции, существовавшей с XIX века, партию Орфея исполняла певица-контральто. Французский композитор Гектор Берлиоз специально переписал эту партию для Полины Виардо. Эта традиция сохранялась и на русской сцене, где в роли Орфея также выступали певицы. Дирижёр спектакля Эдуард Направник поручил заглавную роль солистке Мариинского театра Евгении Збруевой. Но тут воспротивился художник Головин. Он заявил, что женская фигура в задуманном им костюме – тонком греческом хитоне – будет выглядеть несообразно образу. К тому же создатели спектакля установили, что первоначально роль Орфея отводилась певцу-кастрату, а в Париже её исполнял тенор. Так возникла кандидатура знаменитого московского тенора Леонида Собинова. Он долго и тщательно готовился к роли, изучал разные редакции, слушал оперу в различных исполнениях – в Италии с певицей Марией Гай, в Париже с тенором Люсьеном Мураторе. Некоторые эпизоды партии Собинову пришлось транспонировать под свой голос.
В роли Орфея артист был неподражаем. Очевидцы вспоминали: «Когда в сцене Аида на высоких скалах серо-красного цвета появлялся Орфей, он был так сказочно красив, что по всему театру проносилась волна восхищения».
Ценные произведения изобразительного искусства – важная часть нашей культуры.
Экспомузыка - СОБИНОВ В РОЛИ ОРФЕЯ
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).