Экспомузыка - Тар и каманча.mp3
Народные музыкальные инструменты Азербайджана отличаются богатством и разнообразием. Их история нередко уходит в глубь веков, они популярны и в народном быту, и среди профессиональных музыкантов. При исполнении мугамов – основного жанра азербайджанской музыки – традиционно используются тар, каманча и бубен гавал.
Ведущая роль в ансамбле принадлежит тару – струнному щипковому инструменту. Он считается самым совершенным национальным инструментом по своим техническим и динамическим возможностям. Выдающийся азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков писал: «Тар – это ценнейший и важнейший инструмент, способный развивать музыкальное образование на Востоке».
Корпус тара в виде двух чаш изготавливается из тутового дерева возрастом 10-15 лет. Его распиливают зимой – в это время дерево обладает хорошими звуковыми качествами, меньшим удельным весом и не даёт трещин. Открытая сторона инструмента затягивается мембраной из пузыря животного. Под ней проложена планка – продолжение шейки. На шейке 22 лада. Инструмент имеет 11 струн. К основным струнам добавлены две так называемые «звонкие» струны – они располагаются сбоку шейки и играют протяжённые звуки – бурдоны – в верхнем регистре. Играют на таре при помощи плектра в форме зубца, сделанного из вишнёвого дерева, кости или бычьего рога – он называется «мизраб».
Каманча или кеманча – струнный смычковый инструмент с долблёным корпусом в форме шара. Его делают из орехового дерева. В течение 10-15 лет корпус сушат, после чего стенку стёсывают до толщины 5 мм. На открытую часть корпуса натягивается рыбья кожа. Дугообразная подставка из орехового дерева устанавливается наискось по отношению к струнам. Это позволяет получить более сильное и яркое звучание. Шейка без ладов сужается книзу, проходит сквозь корпус, в нижнюю её часть ввинчивается штырь-ножка. Играют на каманче особым смычком – он имеет прямую или слегка вогнутую трость из кизила, к которой прикреплена прядь конского волоса. Техника игры на каманче необычна – смычок не переводят с одной струны на другую, как при игре на скрипке, а поворачивают сам инструмент к смычку той или иной струной.
Тар и каманча – инструменты богатых художественных возможностей, с широким диапазоном, яркими тембрами, многообразием штриховой техники. Кроме того, они очень красивы, как правило, богато украшены изящным орнаментом – инкрустацией перламутром и костью.
Ценные музыкальные инструменты – это живая история музыки.
Экспомузыка - Тар и каманча.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).