Экспомузыка - Терменвокс
Терменвокс – первый в мире электронный музыкальный инструмент. Его создал российский изобретатель, физик и музыкант Лев Сергеевич Термен в 1918 году в Петрограде. В 1920 году на учёном заседании Термен дал свой первый концерт на новом инструменте – тогда он назывался «эфирофон». Вскоре изобретённый инструмент получил имя «терменвокс» в честь автора.
Уникальность терменвокса в том, что музыкант, не прикасаясь к инструменту, управляет им движениями рук вблизи двух металлических антенн. Правой рукой, перед вертикальной антенной, регулируется высота звука, а левой рукой, над антенной в форме петли, можно менять громкость. Первые модели терменвокса были одноголосные, с диапазоном больше семи октав. Его тембр напоминает человеческий голос, скрипку или виолончель. Инструмент называли ещё «эфирной скрипкой».
В марте 1922 года Лев Термен приехал в Кремль к В.И. Ленину. После исполнения на терменвоксе известных произведений Термен стал учить вождя играть на инструменте – есть свидетельства, что В.И. Ленин пытался сыграть романс М.И. Глинки «Жаворонок». Затем учёный показал вождю ещё одно изобретение – электрическую сигнализацию.
В 1927 году Термен концертировал в Европе и США и запатентовал терменвокс как «музыкальный прибор с катодными лампами». До 1938 года учёный жил в США. В круг его знакомых входили Джордж Гершвин, Морис Равель, Яша Хейфец, Иегуди Минухин, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн. Термен организовал в Нью-Йорке школу игры на терменвоксе и заключил контракты на серийное производство инструмента. Было выпущено около 3 тысяч экземпляров. В США появились концертирующие ансамбли из десяти и более терменвоксов.
Терменвокс часто использовался в киномузыке – например в ранних советских звуковых фильмах «Аэлита», «Комсомол – шеф электрификации».
В 1960-е годы Л.С. Термен изготовил два классических экземпляра терменвокса: один – для Политехнического музея, а другой ‑ для Музея музыки. Инструмент был подарен самим изобретателем в 1968 году. Он неоднократно звучал в концертах: выступал сам Лев Сергеевич. С 1985 года инструмент неизменно демонстрируется в экспозиции Музея музыки.
В 1975 году в СССР Термен создал многоголосный вариант терменвокса. В это же время возродился интерес к уникальному инструменту. Среди исполнителей на современных моделях ‑ ученица и родственница изобретателя Лидия Кавина, композитор Олеся Ростовская, Петр Термен (правнук изобретателя). Все они не раз выступали на концертах и мероприятиях в Российском национальном музее музыки.
Экспомузыка - Терменвокс
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).