Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Валентин Александрович Серов Эскиз костюма Олоферна к опере Александра Николаевича Серова «Юдифь»

Музей Музыки
Валентин Александрович Серов Эскиз костюма Олоферна к опере Александра Николаевича Серова «Юдифь»

В собрании Музея музыки хранится эскиз костюма Олоферна, выполненный Валентином Серовым. Художник изобразил главного героя оперы «Юдифь» в двух ракурсах. Он одет в длинную тунику с накинутым сверху плащом с красной бахромой и кистями.

В течение десяти лет, с 1897-го по 1907-й годы, Валентин Серов и Фёдор Шаляпин вместе участвовали в постановке оперы «Юдифь», написанной отцом художника — композитором Александром Серовым. Спектаклю в Частной опере Мамонтова предшествовала длительная подготовка. Ведь до того образ Олоферна сохранялся неизменным на императорской сцене почти 35 лет – с момента премьеры оперы в 1863 году.

Благодаря новаторским идеям и совместным усилиям Шаляпина и Валентина Серова образ главного героя серьезно изменился. Знакомство великого певца с искусством Древнего Востока натолкнуло его на мысль представить Олоферна «ожившим барельефом». «Меня поразило, — писал Шаляпин, — у всех этих людей профильное движение рук и ног, — всегда в одном и том же направлении. Ломаная линия рук с двумя углами в локтевом сгибе и у кисти наступательно заострена вперед. Ни одного в сторону раскинутого движения! В этих каменных позах чувствовалось великое спокойствие, царственная медлительность и в то же время сильная динамичность». Эта мысль захватила Серова, который однажды во время беседы о предстоящей постановке блестяще сымпровизировал, изобразив походку и движения ассирийского царя. Шаляпин подхватил импровизацию, показав, как, по его представлению, Олоферн мог возлежать на ложе с чашей в руке. Так началось формирование нового художественного образа.

Вскоре Валентин Серов набросал эскизы фигуры Олоферна и вместе с артистом разработал грим, помог ему перед началом спектакля загримировать руки, придав им вид вырубленных из камня.

Образ восточного деспота, неограниченного владыки, радость и горе которого одинаково страшны для окружающих, воинственного, могучего и ловкого, как тигр, поразил воображение современников и вошёл в число гениальных сценических созданий.

Этот триумф – результат сотворчества крупного художника и гениального артиста, что наглядно подтверждают не только эскизы костюма, но и фотографии Шаляпина в роли героя оперы Серова, хранящиеся в фондах Музея музыки, а также слова самого Федора Ивановича: «...я играл Олоферна суровым каменным барельефом, одухотворённым силой, страстью и грозным величием. Успех превзошёл все ожидания... Смею думать, что я первый на сцене попробовал осуществить такое вольное новшество».

Ценные произведения изобразительного искусства – важная часть нашей культуры.

Экспомузыка - СЕРОВ_КОСТЮМ ОЛОФЕРНА