Экспомузыка - Воспоминания о годах Великой Отечественной войны в дневниках Александра Борисовича Гольденвейзера
Практически на протяжении всей жизни выдающийся пианист, профессор Московской консерватории, Александр Гольденвейзер вел дневники. Эта привычка установилась с тех пор, как мама подарила четырнадцатилетнему Саше толстую тетрадь в старинном кожаном переплете. Каждый вечер, перед тем как лечь спать, Александр Борисович записывал в дневник впечатления о событиях прошедшего дня. В больших тетрадях, находящихся в фондах Музея музыки, сохранились не только воспоминания о жизни музыканта, но и записи о важных исторических событиях конца XIX – первой половины ХХ века.
22 июня 1941 года Гольденвейзер записал: «В 12 часов по радио передали речь Молотова о воздушном нападении в ночь на сегодня Германии и о переходе немцами нашей границы повсеместно»…
В дневнике пианиста говорится о том, что в Москве было введено военное положение, жители города каждую минуту ожидали налетов вражеских самолетов. Всем было тяжело, тревожно и трудно. Несмотря на частые звуки сирен и приближение войск противника, в городе продолжалась обычная жизнь: выпускники сдавали экзамены, заседали приемные комиссии, работа не останавливалась.
С первых же дней войны Александр Гольденвейзер, со свойственной ему энергией, начал готовить эвакуацию Центральной музыкальной школы и Московской консерватории, ректором которой он в то время являлся. Работы было очень много – к нему за помощью обращались коллеги-музыканты, ученики, знакомые, а Гольденвейзер старался никому не отказывать. Проявляя стойкость и мужество, он пытался поддерживать и у других боевой дух, хотя ему было уже 66 лет. И только дома, в одиночестве, он мог проявить слабость, делая очередную запись в дневнике: «Всех я должен спасать. Только обо мне никто не заботится».
В дневниках Александра Гольденвейзера времен Великой Отечественной войны отражены военные события, которые записывались автором в виде сводок с фронта. Новости, поступавшие в первые месяцы войны, усиливали тревогу Александра Борисовича. Ему казалось, что противостоять «гитлеровской лавине» будет очень сложно. Но постепенно записи в дневниках менялись, укреплялась вера в победу благодаря радостным сообщениям о наступлениях и продвижении Советской Армии.
Находясь в эвакуации, Гольденвейзер описывал жизнь в Нальчике, Тбилиси, Ташкенте и других городах, где он бывал. Благодаря дневниковым записям, мы знаем о стойкости русских людей, проявленной в непростое военное время.
Война не помешала Александру Борисовичу заниматься любимым делом. Он преподавал в Тбилисской консерватории, выступал с концертами, занимался композиторской деятельностью, вел активную общественную жизнь.
Дневники Александра Гольденвейзера времен войны показывают, что несмотря на все трудности и страхи, он верил в справедливость, добро, человечность и скорую Победу.
Ценные документы великих музыкантов – это живая история музыки.
Экспомузыка - Воспоминания о годах Великой Отечественной войны в дневниках Александра Борисовича Гольденвейзера
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).