Экспомузыка - Забытое имя русской певицы.mp3
В коллекции Музея музыки хранятся несколько грампластинок выдающейся русской певицы Марии Михайловны Куренко.
Сейчас это имя мало что говорит любителям музыки. Однако в начале 20-х годов прошлого века рецензент одной из киевских газет писал: «Певица является лучшим колоратурным сопрано в России. Для неё нет ничего невозможного ни в техническом, ни в вокальном смысле. Она поёт так же легко, как и дышит». Ему вторил музыкальный критик из Саратова: «Без сомнения, среди колоратурных сопрано это звезда первой величины».
Мария Куренко в 1913 году окончила Московскую консерваторию по классу сольного пения у знаменитого педагога Умберто Мазетти. Вскоре она дебютировала на сцене Харьковской оперы в партии Антониды в опере Глинки «Иван Сусанин». Затем Мария Михайловна была солисткой Киевской оперы, на рубеже 1910–20-х годов пела в Большом театре и в знаменитой труппе Сергея Зимина.
К сожалению, артистическая карьера певицы в Советской России была недолгой. В 1923 году Куренко получила приглашение из Латвии, и в течение двух сезонов с большим успехом выступала там в спектаклях и концертах. А три года спустя она совершила большое турне по странам Европы, после чего её пригласили в Америку. Первое же выступление Куренко в Лос-Анджелесе в партии Джильды принесло артистке ошеломляющий успех. «Выступление совершенно неизвестной нашей публике певицы Марии Куренко прошло с триумфом», – отмечал критик газеты Daily Times. Популярность певицы в США росла очень быстро. Она выступала в лучших оперных театрах, с первоклассными оркестрами, замечательными дирижёрами, выдающимися певцами. В числе немногих артистов она была удостоена чести выступить в Белом доме по приглашению президента Рузвельта.
Куренко связывала творческая дружба со многими музыкантами, оказавшимися в Соединённых Штатах. Она считалась самым авторитетным интерпретатором вокальных произведений Игоря Стравинского. Александр Гречанинов в начале 30-х годов записал с ней на грампластинки двенадцать своих романсов. Среди поклонников таланта певицы был и Сергей Рахманинов, считавший Марию Михайловну едва ли не лучшей исполнительницей своих романсов.
В программы камерных концертов Куренко всегда входили произведения русских композиторов – Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Чайковского, Римского-Корсакова. Она великолепно исполняла песни Мусоргского, почти не звучавшие в то время.
В 1990 году в Музее музыки отмечали столетие со дня рождения Марии Куренко. На юбилейном вечере присутствовали гости из Соединённых Штатов – сын певицы Вадим Гонцов и её ученица Диана Корто. Они и передали в дар музею грампластинки, выпущенные американской фирмой Capitol Records. Записанные на них вокальные произведения Стравинского, Гречанинова, Рахманинова, Мусоргского и Прокофьева в исполнении Куренко сохранили для нас искусство выдающейся русской певицы, которое и сегодня восхищает любителей музыки.
Ценные звукозаписи – это живая история музыки.
Экспомузыка - Забытое имя русской певицы.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).