Экспомузыка - Загадка нотного автографа Гектора Берлиоза.mp3
Многие композиторы любили оставлять в своём творчестве некие таинственные шифры и загадочные музыкальные послания. Загадку, о которой я сегодня расскажу, оставил потомкам знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз. Как известно, он испытывал к России самые добрые чувства, общался с русскими композиторами и дважды с гастролями приезжал в Москву и Петербург.
В тот день, 30 декабря 1867 года, Берлиоз посетил Московскую консерваторию в старом здании на Воздвиженке. И в одном из классов, на грифельной доске, он оставил свой автограф: всего лишь несколько нот, число и подпись – Гектор Берлиоз. Скорее всего, консерваторию французский музыкант посетил днём, поскольку известно, что вечером того дня он дирижировал оркестром на Четвёртом собрании Русского музыкального общества в Большом зале Благородного собрания. Чтобы сохранить для потомков память об этом визите, доску покрыли лаком, и в последующие годы она находилась в кабинете Николая Рубинштейна. Потом автограф стал одним из экспонатов Музея имени Рубинштейна, открытого в 1912 году, а затем – Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Необычный нотный автограф Берлиоза и сейчас интригует любителей интеллектуальных загадок.
Во-первых, неизвестна сама история появления на свет памятной доски: не сохранилось ни одного воспоминания об этом визите Берлиоза в консерваторию! А во-вторых, та мелодия, которую написал композитор… Откуда она, кому принадлежит, и почему Берлиоз написал её именно в тот день в консерватории?
Сотрудники музея и музыковеды долго пытались найти ключ к разгадке этой тайны. Предполагали, что композитор записал на доске одноголосный фрагмент из собственного произведения. Однако поиски мелодии не дали результатов. Известно, что Берлиоз всегда подписывал названия сочинений в нотных автографах, например: Фантастическая симфония. II часть; интродукция из оратории «Осуждение Фауста». В московском автографе подобные указания отсутствуют. Согласно другой гипотезе, Берлиоз начертал на доске ранее неизвестную мелодию – своеобразную монограмму своего имени. Возможно, автор не желал раскрывать «содержание» мелодии, своим молчанием «окутав» его ореолом тайны. Он оставил потомкам разгадывать мысли, заключённые в звуках и «знаках» автографа.
Автографы великих композиторов – это живая история музыки.
Экспомузыка - Загадка нотного автографа Гектора Берлиоза.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).