Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Звонарь Сретенского монастыря

Музей Музыки
Звонарь Сретенского монастыря

Одно из крупнейших собраний в архиве Музея музыки – фонд Александра Фёдоровича Гедике, композитора и органиста, профессора Московской консерватории. Но среди двух с половиной тысяч документов есть всего три, которые рассказывают ещё об одном представителе знаменитой творческой династии.

На маленькой фотографии запечатлён миловидный юноша в гимназическом мундире, с гладко зачёсанными тёмными волосами и едва пробивающимися усиками. Это Павел Гедике, младший брат Александра Фёдоровича, человек необычной профессии и трагической судьбы.

Сохранился документ о крещении мальчика: он родился в Москве 12 января 1897 года. Лист бумаги – с гербовой маркой, пожелтевший от времени, с разрывами на сгибах и потрёпанными краями. Выписка из метрической книги Московской римско-католической церкви на Лубянке – она существует и поныне – свидетельствует о крещении сына немецкого профессора музыки и органиста Фридриха Гедике и Жюстины Адели, урождённой Лекампион. По католической традиции младенца нарекли несколькими именами: Павел Иоанн Карл. Он был двумя годами младше Александра. Сын католика и лютеранки, Павел в юности перешёл в православие.

В детстве братья любили забираться на колокольню Троице-Сергиевой Лавры в Троицком переулке и звонить в колокола – на Пасху это разрешалось всем желающим. Александр быстро уставал от колокольного гула (позже он отдаст предпочтение другому инструменту – органу). А вот Павел без устали звонил в маленький колокол. В музейном фонде Гедике сохранилось несколько клочков бумаги с рисунками колоколов – видимо, они сделаны рукой маленького Паши.

Детское увлечение определило профессию – Павел Гедике стал звонарём, и звонарём гениальным. Чтобы послушать звон колокольни Сретенского монастыря, на углу Сретенки и Рождественского бульвара собиралась толпа и глядела на человека в потрёпанной одежде с закинутой вверх как у пианиста-виртуоза головой. Очевидец записал в своём дневнике: «Как будто аккомпанировал ангелам, поющим гимн Богу». Как тут не вспомнить великого архитектора Гауди, который утверждал, что шпили его знаменитого собора в Барселоне будут разглядывать ангелы?

Александр Гедике отмечал, что его брат обладал потрясающим слухом и среди тысячи звучащих колоколов безошибочно узнавал звон любой церкви. Он умел так настроить колокола, что говорили: он может сыграть на них хоть Девятую симфонию Бетховена.

В конце 1920-х годов в стране началась антицерковная кампания. Колокольный звон, когда-то заливавший Москву, стал умолкать. В 1927 году колокольня Сретенского монастыря была снесена. Звонаря, который остался без любимого дела, поразила душевная болезнь. Он жил вместе с братом в квартире в здании Московской консерватории, родственники заботились о нём. Дата его смерти известна только благодаря карандашной пометке на той самой выписке из метрической книги, которую мы упоминали в начале: «Скончался в январе 38 года». Так закончилась история легендарного московского звонаря.

Ценные исторические документы – это достояние нашей культуры.

Экспомузыка - Звонарь Сретенского монастыря.mp3

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.