Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Конференции - 2022 год

Международная научная конференция «Балет в музыкальном театре:история и современность»

С 21 по 25 ноября 2022 года российское искусствоведческое сообщество стало свидетелем небывалого по масштабу события: в эти дни прошёл крупнейший в России междисциплинарный форум «Балет в музыкальном театре: история и современность». Впервые в практике отечественных искусствоведческих конференций заседания проводились в режиме телемоста одновременно на разных площадках в нескольких городах страны: в Москве – в Российской академии музыки имени Гнесиных и Академии хореографии, в Санкт-Петербурге – в Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, Российском институте истории искусств и Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, в Казани – в Консерватории имени Н.Г. Жиганова.

Конференция была чрезвычайно насыщенной: пять дней параллельных заседаний (с 10:00 до 20:00), более 100 участников, среди которых как мэтры искусствознания, так и начинающие исследователи и студенты, широкий спектр тем, вопросов, исторических сюжетов, охватывающих период от глубокой древности до наших дней. Значимым достижением балетного форума стало междисциплинарное взаимодействие специалистов разного профиля, обычно работающих исключительно в своей сфере: артистов балета, сценографов, балетных педагогов, историков искусства, сотрудников театров, музыкальных и балетных критиков. Вероятно, впервые за время существования искусства танца и науки о нём, они получили возможность встретиться, услышать и понять друг друга.

В работе конференции принял участие ведущий научный сотрудник Российского национального музея музыки кандидат искусствоведения Александр Комаров. На заседании секции «История балета» он представил доклад «Цитаты и заимствования в музыке балетов П.И. Чайковского в контекстах сюжета и композиции». В своём выступлении он коснулся как общей проблемы трактовки понятий «цитата» и «заимствование», так и применения их к музыкальной ткани балетов Чайковского. Так, все три балетные партитуры композитора дают различные примеры работы с заимствованным музыкальным материалом, принадлежащим как самому Чайковскому, так и другим авторам, а также имеющим фольклорное происхождение. Источники цитат и заимствований в этих сочинениях давно установлены, однако целостного и систематического освещения композиторская работа Чайковского в этом отношении ещё не получила. Доклад Александра Комарова восполнил данную лакуну. Как важнейшую черту творческого метода композитора при работе с заимствованным материалом докладчик подчеркнул глубокую осмысленность использования каждого фрагмента, перенесённого из другого сочинения. Выступление вызвало живой интерес слушателей. В дискуссии прозвучали вопросы, комментарии и реплики участников конференции, поделившихся собственными наблюдениями относительно использования заимствованного материала в композиторской практике Чайковского, а также просивших прояснить отдельные факты из истории творческой работы композитора над музыкой балетов.