24–25 октября 2024 года в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И. Чайковского в подмосковном Клину состоялись заседания международной научной конференции «Мемориальные музеи в культурном пространстве XIX–XXI веков». Этот профессиональный форум проводится с 2022 года под эгидой Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров и, хотя в нынешнем году собирался только второй раз, привлёк внимание известных и авторитетных специалистов в различных сферах музейной деятельности. Среди участников конференции, представивших доклады, А.Г. Айнбиндер и Г.И. Белонович (Музей-заповедник П.И. Чайковского), А.Г. Байрамова (Государственный музей музыкальной культуры Азербайджана), Е.Л. Волховская (Государственный музей А.С. Пушкина), М.М. Корнилина (Государственная Третьяковская галерея, Музей Павла и Сергея Третьяковых), Е.В. Куценко (Музей наукограда Королёва), Н.И. Метелица (Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства), В.В. Рубцова (Мемориальный музей А.Н. Скрябина) и многие другие.
Российский национальный музей музыки на конференции представлял ведущий научный сотрудник Отдела документов и личных архивов кандидат искусствоведения Александр Викторович Комаров. Он выступил с докладом «Первый и последний балеты П.И. Чайковского: к проблеме рецепции современников композитора. Источники, свидетельства, оценки», посвящённым восприятию первыми зрителями балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Музей музыки играет особую роль в изучении этих произведений, поскольку в его фондах хранятся автографы партитур и фортепианных переложений обоих балетов. В своём докладе наш коллега представил обширный малоизвестный материал современной Чайковскому прессы, запечатлевший первую и самую непосредственную реакцию на новые театральные работы знаменитого композитора. Премьеры обоих сочинений благодаря музыке П.И. Чайковского стали крупными и очень резонансными событиями музыкально-театральной жизни последней четверти XIX века. В отзывах на них оказались запечатлены как частные взгляды и установки конкретных авторов, так и общие контуры культурного пространства того времени. Особый интерес представляют суждения первых критиков о сильных и слабых сторонах балетных партитур. Так, из рецензий можно узнать, что к неудачам Чайковского в «Щелкунчике» чуть ли не единогласно были отнесены «Вальс цветов» и Па-де-де, которое включает потрясающее нас сегодня силой драматизма Andante maestoso и Танец Феи драже. Общим местом музыкально-критических статей разных авторов стали сомнения в пригодности музыки «великого симфониста» для постановки и исполнения танцев. Последняя тема стала поводом для краткого комментария директора Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства Н.И. Метелицы о новой «дансантности», которую своей музыкой открыл Чайковский, а также композиторы следующих поколений И.Ф. Стравинский и С.С. Прокофьев, и которая хореографически была освоена лишь спустя значительное время. Обширный материал, представленный в докладе А.В. Комарова, может использоваться в музейных просветительских мероприятиях, посвящённых балетам Чайковского, и стать основой для обновления и расширения известной фактологической канвы.
Программа конференции доступна по ссылке
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).