Альберт Швейцер (14.01.1875 – 04.09.1965)

Е.Л. Харлова, научный сотрудник Российского национального музея музыки

Выдающийся немецко-французский теолог, философ, врач и музыкант, лауреат Нобелевской премии мира Альберт Луи Филипп Швейцер родился в небольшом городке Кайзерсберг в Верхнем Эльзасе, в семье протестантского священника.

Первые уроки игры на рояле он получил от отца, Луи Швейцера, в пятилетнем возрасте. В восемь лет, едва ноги мальчика стали доставать до педалей, он начал играть на органе. А уже с девяти мог подменять органиста в местной деревенской церкви.

В 1893 году Швейцер поступает в один из старейших вузов Европы, Страсбургский университет, и начинает обучаться сразу по трем направлениям: философия, теология и теория музыки. Блестяще сдав экзамены, он получает специальную университетскую стипендию, дающую возможность свободно продолжать образование в Сорбонне, и с осени 1898 по весну 1899 года живет в Париже, слушает лекции по философии, пишет диссертацию, берет уроки органа и фортепиано.

В 1899 году выходит в свет первая печатная работа Швейцера (если не считать маленькой брошюрки, посвященной музыкальному наставнику Э. Мюнху) — диссертация «Философия религии Канта», за которую он получает степень доктора философии. Молодого ученого приглашают работать приват-доцентом при кафедре философии Страсбургского университета. Однако он избирает скромное место пастыря в церкви Святого Николая в Страсбурге.

Завершив свою книгу о Канте, Швейцер немедленно приступает к написанию диссертации по богословию и в следующем году получает степень лиценциата теологии. В 1901 году появляются в печати его первые теологические работы: «Проблема Тайной вечери…» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса». Его труды получают признание в научных кругах, их изучают в университетах. Вскоре Швейцер начинает преподавать на богословском факультете Страсбургского университета, продолжая выступать с докладами о немецкой литературе и философии.

Любовь к органу Швейцер унаследовал от деда — пастора, органиста и просветителя Иоганна Шиллингера, с детства знакомившего внука с устройством этого инструмента.

Став признанным органным мастером и крупнейшим экспертом по конструкции органов, Швейцер написал целый ряд статей, посвященных органу и органной музыке, а также помог спасти множество прекрасных инструментов от неоправданной модернизации.

Выступая на многочисленных органных концертах как органист-виртуоз, тонкий исполнитель, проникавший в самую душу органной музыки, он выработал собственный уникальный стиль исполнения органных сочинений Баха и неизменно вызывал восхищение слушателей. Французский драматург и музыковед Ромен Роллан писал о нем, как о сильнейшем музыканте-импровизаторе мира. Среди его почитателей был и Стефан Цвейг. Писатель вспоминал, как однажды, слушая органную музыку Баха в исполнении Швейцера, он забыл и о течении времени, и о том, где он находится. А когда пришел в себя, понял, что плачет.

Еще во время обучения в университете Альберт Швейцер познакомился с Шарлем Мари Видором, выдающимся парижским органистом и композитором, открывшим музыкальной Франции Иоганна Себастьяна Баха, и начал брать у него уроки. Ученик поразил Видора своим осмыслением хоральных прелюдий Баха: он смог подобрать ключ к музыке великого композитора. «Передо мной раскрывался такой Бах, о котором прежде я имел самое туманное представление», — вспоминал впоследствии Видор. Он предложил Швейцеру написать небольшой трактат о хоральных прелюдиях для студентов Парижской консерватории. Небольшой трактат превратился в объемное исследование. Так, благодаря инициативе учителя, появилась знаменитая книга «Jean-Sébastien Bach. Le Musicien-poète» — глубокий, фундаментальный труд, не утративший своего значения по сей день. Монография вышла на французском языке в 1905 году и принесла автору широкую общеевропейскую известность. Немецкое улучшенное издание появилось в 1908 году.

Об Альберте Швейцере заговорили не только в научных, но и в музыкальных кругах. Он сблизился с художественной интеллигенцией, приобрел авторитет и известность.

Однако именно тогда, когда к тридцатилетнему ученому и музыканту приходят признание, слава и материальная обеспеченность, он снова садится за студенческую скамью — поступает на медицинский факультет Страсбургского университета, оплачивая обучение за счет своих органных концертов. Закончив университет со степенью доктора медицины, профессор Швейцер на собственные средства открывает в далеких джунглях Габона больницу для прокаженных. Здесь, в африканском селении Ламбарене, он работает врачом и миссионером до конца своих дней.

В Африке неутомимый доктор не прекращает трудиться над своими книгами, главные из которых — «Мистика апостола Павла», «Культура и этика» и «Философия культуры». Здесь он формулирует свою главную этическую концепцию и свой основной нравственный постулат: «Добро есть то, что служит сохранению и развитию жизни; зло есть то, что уничтожает жизнь, препятствует ее развитию».

Самый великий человек двадцатого столетия, как назвал его Альберт Эйнштейн, был убежден, что основная предпосылка человеческой нравственности — сопереживание всему живому, обязывающее нас делать все возможное для сохранения жизни, а «личный пример — это не главный способ повлиять на других людей. Это просто единственный способ».

Основанная доктором Швейцером больница стала второй после водопада Виктория достопримечательностью в Африке. Она существует до сих пор и по-прежнему принимает всех нуждающихся в помощи.

В 1953 году Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года. На полученные средства он построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. 

будьте в курсе наших новостей