Наш адрес:
Россия, 123112, Москва, Пресненская набережная 8 стр.1
Телефон:
+7 (495) 605 65 15
Публикации

Александр Сергеевич Пушкин в русской музыке

Александр Сергеевич Пушкин в русской музыке

Е.Л. Харлова, научный сотрудник Российского национального музея музыки

Сегодня мы отмечаем день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837).

Музыкальное наследие, связанное с именем А.С. Пушкина, поистине неисчерпаемо, как и само пушкинское творчество. Каждое поколение музыкантов открывает «своего» Пушкина, погружаясь в мир его образов, идей и художественных открытий.

Начиная с 1842 года (дата первой постановки «Руслана и Людмилы») по произведениям А.С. Пушкина П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым, М.И. Глинкой, С.В. Рахманиновым, М.П. Мусоргским, А.С. Даргомыжским, Б.В. Асафьевым и другими композиторами было создано более двадцати опер и более десяти балетов. Среди них — настоящие шедевры русской оперной классики, ставшие неотъемлемой частью мировой культуры: «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Сказка о царе Салтане», «Моцарт и Сальери» и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, «Русалка» и «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Пиковая дама» и «Мазепа» П. И. Чайковского, «Скупой рыцарь» и «Алеко» С.В. Рахманинова.

Помимо опер и балетов, русские композиторы оставили нам и свои многочисленные вокальные сочинения, вошедшие в сокровищницу камерной музыки.

Только при жизни поэта на тексты его лирических стихотворений, начиная с лицейских, было написано более семидесяти романсов. Большинство из них принадлежит популярным в то время композиторам: А.Н. Верстовскому, А.А. Алябьеву, Н.А. Титову и молодому М.И. Глинке. Только Алябьевым, одним из первых, кто воплотил в музыке лирику Пушкина, было написано более двадцати вокальных произведений на его стихи, среди которых: «Слеза», «Погасло дневное светило», «Два ворона» («Шотландская песня»).

Стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне» нашло в те годы воплощение в романсах Глинки и Титова. К появлению этого шедевра оказался причастным еще один известный современник поэта — А.С. Грибоедов. В своих «Записках» Глинка вспоминал: «Провел около целого дня с Грибоедовым, с автором комедии "Горе от ума". Он был очень хороший музыкант и сообщил мне тему грузинской песни, на которую вскоре поэт А.С. Пушкин написал романс "Не пой, волшебница, при мне"». На рукописи романса Глинки сохранилась надпись: «Национальная эта грузинская мелодия сообщена М.И. Глинке от А.С. Грибоедова».

Немало романсов на стихи поэта создали и другие его известные современники — князь В.Ф. Одоевский, А.С. Даргомыжский, граф М.Ю. Виельгорский.

Интересно, что только на слова «Песни Земфиры» («Старый муж, грозный муж») из поэмы «Цыганы» было написано около двадцати вокальных произведений, в том числе А.Л. Гурилевым, А.Н. Верстовским и Я.И. Ганнибалом (дядей поэта). Первый романс был написан Виельгорским в 1825 году и напечатан нотным приложением к журналу «Московский телеграф». А наиболее популярным и часто исполняемым стал романс на музыку Верстовского (возможно, самый яркий романс композитора).

В фондах Музея музыки, помимо прочих, хранится и еще один неизвестный вариант «Песни Земфиры». Речь идет о музыкальной рукописи старшего сына Льва Николаевича Толстого — Сергея Львовича Толстого, композитора, музыкального этнографа, профессора Московской консерватории. Сергею Львовичу принадлежит целый ряд романсов на стихи любимого поэта: «Бессонница», «Где наша роза», «Песня казака», «В поле чистом», «Пью за здравие Мери», «Ворон к ворону летит» и «Юноша, скромно пируй».

Большинство же наиболее известных романсов на стихи Пушкина появились позднее. Самыми популярными считаются: «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки, «На холмах Грузии» и «Редеет облаков летучая гряда» Н.А. Римского-Корсакова, «Я Вас любил» Б.С. Шереметьева, «Не пой красавица при мне» С.В. Рахманинова и другие.

Сегодня значительная и наиболее ценная часть музыкального наследства, связанного с именем А.С. Пушкина, хранится в фондах Российского национального музея музыки. Здесь, наряду с автографом Пушкина в альбоме княгини Натальи Голицыной, можно найти: афишу премьеры оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» 1842 года, первое издание поэмы «Руслан и Людмила», редкое издание кантаты «Александру I» княгини Зинаиды Волконской, салон которой посещал Пушкин, романс И.И. Геништы «Погасло дневное светило» (1828), автографы А.А. Алябьева («Я помню чудное мгновенье» и др.) и А.С. Аренского,  журнал «Северная арфа» (1822), где помещены романсы русских композиторов на стихи Пушкина, а также гитару, принадлежавшую московской цыганке Тане, нередко певшей поэту.

 

В Музее также хранятся блестящая коллекция музыкальной сценографии и редкое собрание фотографий артистов и сцен из пушкинских музыкальных спектаклей, помогающие воссоздать яркую историю развития русского театра.