Автохром: фоторепродукция картины Альфонса Мухи «Портрет Жозефины Крейн-Брэдли в образе Славии»

Ж.И. Черкасская, научный сотрудник Российского национального музея музыки

В фонде фотопозитивов Музея музыки хранится образец редкой технологии цветной фотографии начала XX века — автохром с репродукцией картины Альфонса Мухи «Портрет Жозефины Крейн-Брэдли в образе Славии».




Автохромный процесс был изобретен братьями Люмьер и запатентован в 1903 году. Автохром — это цветное изображение на стекле. При съемке стеклянная пластина покрывалась слоем из картофельного крахмала, гранулы которого окрашивались в три основных цвета: красный, зеленый и сине-фиолетовый. Затем на слой крахмала наносился светочувствительный состав, и пластина экспонировалась на свету. Гранулы крахмала работали как световой фильтр: участки фотоэмульсии окрашивались в тот цвет гранулы, через которую проходил свет. Из-за фактуры крахмальных частиц получившееся изображение при увеличении выглядело зернистым, как бы составленным из точек.

Автохромный процесс позволял передать естественный цвет объекта съемки. Особенность автохромов в том, что их нужно смотреть на просвет, иначе стеклянная пластина будет выглядеть темной. Для удобства в использовании автохромы часто монтировались в специальные футляры с подставками. Иногда роль подложки в таких футлярах играло зеркало, которое усиливало источник направленного света. Тиражирование автохромов невозможно, поэтому каждый такой объект уникален и существует в единственном экземпляре. Автохромный процесс широко использовался вплоть до 1930-х годов, когда появились первые цветные фотопленки.

На автохроме из фонда Музея изображена копия портрета Жозефины Крейн-Брэдли в образе славянской богини Славии. Жозефина Крейн-Брэдли была дочерью чикагского бизнесмена Чарльза Крейна, который спонсировал знаменитую серию полотен Альфонса Мухи «Славянская эпопея». Оригинальный портрет написан Мухой по случаю свадьбы Жозефины в 1908 году (сегодня этот портрет хранится в Пражской национальной галерее). Автохром произведен в Чикаго (США), в художественной мастерской фотографа Дэны Холла. Стеклянная пластина вмонтирована в деревянную рамку с выдвигающимися ножками-подставками. К обороту рамки приклеена бумажная этикетка с копирайтом фотографа и рекламой фотоателье: «Dana Hull Studio. 922-924. Fine Arts Building. Chicago. Telephone: Harrison 5497».

Автохром предположительно датируется концом 1900-х годов, судя по времени работы фотоателье (в США автохромный процесс был запатентован в 1906 году). Среди других известных снимков фотографа — фотопортреты Лаймена Фрэнка Баума, создателя серии книг о стране Оз, а также самого Чарльза Крейна. Любопытно, что Дэна Холл снимал Жозефину Крейн-Брэдли в день свадьбы в 1908 году (фото Жозефины в свадебном платье с букетом в руках хранится в архиве Исторического общества штата Висконсин в США) — однако невозможно сказать, есть ли прямая связь между семьей Крейнов и копией с картины Мухи. История поступления этого предмета в фонды Музея остается неизвестной.

будьте в курсе наших новостей