Балалайки из собрания Российского национального музея музыки

Е.Б. Сигейкина, научный сотрудник Российского национального музея музыки

Балалайка — истинно русский народный инструмент. Не случайно она стала своего рода музыкальной эмблемой России, символом русского народного музыкального творчества. По своей популярности в мире с ней не может сравниться ни один русский народный инструмент.

Первые упоминания о балалайке относятся к концу XVII – началу XVIII века. О ее распространенности среди сельского и городского населения свидетельствуют многочисленные упоминания в народных песнях, пословицах и поговорках, а также лубочные изображения.

В Российском национальном музее музыки хранится более пятидесяти балалаек, созданных в разное время. Самые ранние из них относятся к концу XIX века, последние — к началу XXI века.

Особую ценность представляют инструменты работы известных мастеров, таких как Ф.С. Пасербский, С.И. Налимов, И.И. Галинис. Они были соратниками замечательного русского музыканта В.В. Андреева, который стал инициатором усовершенствования примитивной народной балалайки и превращения ее в концертный инструмент.

Началось все весной 1885 года, когда Василий Васильевич Андреев сумел убедить известного петербургского скрипичного мастера Владимира Васильевича Иванова сделать балалайку по своим чертежам. Изготовленная мастером балалайка отвечала требованиям заказчика — она звучала ярко и буквально пела под пальцами. В Музее сохранилась балалайка-прима работы Иванова, сделанная несколько позднее, вероятно в 1890-х годах.

Далее началось долгое десятилетнее сотрудничество Андреева с Францем Станиславовичем Пасербским. Пасербский был придворным мастером, работал в Петербурге в собственной мастерской. Кроме русских народных, он делал гитары, мандолины, цитры, а также инструменты скрипичного семейства.

Именно Пасербским была впервые изготовлена по заказу В.В. Андреева 12-ладовая хроматическая балалайка-прима, а затем семейство хроматических балалаек, от пикколо до контрабаса, которые стали основой русского народного оркестра. Инструменты, созданные мастером, отличались богатыми звуковыми возможностями, тщательностью и изяществом отделки. Подтверждением этому являются три балалайки работы Пасербского из коллекции Музея музыки. Это хроматические балалайки с 14-ю, 16-ю и 24-мя ладами. Инструменты сделаны из высококачественных сортов дерева: корпус — из «лучистого» клена или клена «птичий глаз», дека — из резонансной ели, гриф — из черного дерева. В оформлении используется интарсия из разных пород дерева, вкрапления из перламутра. В центре деки одной из них изображена «избушка на курьих ножках», а четыре маленьких резонаторных отверстия являются ее окошками. Головка этой балалайки представляет собой две лошадиные головки, обращенные друг к другу.

Вершиной в совершенствовании конструкции балалайки первых десятилетий ХХ века стало творчество мастера Семена Ивановича Налимова, которого современники называли «русским Страдивари». В молодости он работал столяром-краснодеревщиком. Андреев, увидев однажды изделия работы Налимова, отличавшиеся тонкостью отделки, изяществом и редким вкусом, пригласил его в организованную в своем имении экспериментальную мастерскую по изготовлению музыкальных инструментов. Один из участников Великорусского оркестра Николай Штибер писал, что уже первая балалайка-прима, сделанная Налимовым по чертежам Андреева, по красоте своих форм, полноте и певучести тона превосходила инструменты столичных мастеров. С 1895 по 1916 год Налимовым было сделано около 300 инструментов. Балалайки его работы были отмечены медалями на Всемирной выставке в Париже (1900) и на Первой всероссийской выставке музыкальных инструментов в Петербурге (1906–1907). В 1911 году по представлению Андреева Налимов был удостоен звания Потомственного почетного гражданина.

В экспозиции Музея находятся две балалайки работы мастера. Одна из них специально изготовлена для В.В. Андреева. На ее колковой коробке можно увидеть эмблему Налимова в виде геральдического щита — желто-черного, с белой полосой по диагонали. Этот инструмент Андреев передал впоследствии своему ученику, блестящему балалаечнику Б.С. Трояновскому. Русские народные песни в исполнении последнего на этой балалайке произвели большое впечатление на Л.Н. Толстого. В 1909 году он пригласил прославленного музыканта в Ясную Поляну и, восхищенный его игрой, сделал следующую надпись на фотографии: «Борису Сергеевичу Трояновскому как выражение благодарности за большое, давно не испытанное удовольствие, доставленное мне его самобытной талантливой игрой». 

Вторая балалайка работы Налимова принадлежала известному музыканту-балалаечнику, дирижеру, руководителю Оркестра народных инструментов Николаю Петровичу Осипову. На балалайке он начал играть в раннем детстве. Когда мальчику было 8 лет, состоялся его первый концерт, на котором присутствовал В.В. Андреев. Известный музыкант был восхищен талантом юного балалаечника, и в дальнейшем Осипов несколько раз играл в концертах с Великорусским оркестром.

В 1916 году, после смерти С.И. Налимова, В.В. Андреев пригласил на работу инструментальным мастером в свой коллектив И.И. Галиниса, передав ему материалы мастерской Налимова и поручив реставрацию налимовских инструментов.

Иосиф Игнатьевич Галинис входил в число лучших отечественных мастеров народных инструментов. Литовец по происхождению, он всю свою жизнь связал с городом на Неве и умер в блокаду Ленинграда в 1942 году, до конца дней работая инструментальным мастером в оркестре. В тринадцатилетнем возрасте Галинис поступил учеником к известному мастеру Ивану Зюзину в Санкт-Петербурге. Через несколько лет молодой мастер открыл собственную мастерскую, а позже и свой музыкальный магазин. Став непосредственным продолжателем школы Налимова, Галинис создал замечательные по качеству инструменты. Его балалайки отличались объемным корпусом, более широким грифом, чем у балалаек других современных ему мастеров, тщательной выработкой, светлым, чуть желтоватым лаком, а главное — неповторимым звуком.

В коллекции Музея музыки есть балалайка-прима, сделанная самим Галинисом в начале 1900-х годов, а также балалайка-альт, изготовленная уже в его мастерской в 1913–1914 годах.

В 20-30-х годах ХХ века в сфере народной художественной культуры проводилась идеологическая кампания, направленная на реконструкцию традиционных музыкальных инструментов. В 1937 году прошла Первая Всесоюзная выставка музыкальных инструментов народов СССР. Семьсот экспонатов с этой выставки были переданы в Музей музыки. Среди балалаек из этого поступления много экспериментальных и гибридных инструментов, например балалайка с четырьмя струнами, с тремя парными струнами, гудок-балалайка. Отражением своего времени стал инструмент мастера Мещерякова в форме звезды, а также балалайка мастера Крухмалева, который изобразил вокруг резонаторного отверстия звезду и поместил на деке портреты В.И. Ленина и И.В. Сталина.

К 1930-м годам относится еще один гибридный инструмент — балалайка-гитара, изготовленная С.Д. Большим. Сергей Дмитриевич известен не только как искусный исполнитель на балалайке, но и как балалаечный мастер, общественно-музыкальный деятель, член жюри конкурсов народных инструментов имени В.В. Андреева. Он много работал над усовершенствованием своего любимого инструмента, конструировал и изготавливал балалайки различных диапазонов и размеров. Балалайка-гитара работы Большого представляет собой инструмент, сочетающий в себе треугольный балалаечный корпус и гриф с головкой, характерные для шестиструнной гитары. В коллекции Музея хранятся также четыре инструмента работы Сергея Дмитриевича, изготовленные в 1960-х годах. Среди них балалайка народного образца и балалайка концертного типа, а также две совсем миниатюрные балалаечки, которые могут помещаться в кармане. Они неизменно привлекают внимание юных посетителей Музея музыки.

В преддверии празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне стоит упомянуть еще об одной уникальной балалайке. Это авторская копия инструмента, который был сделан в 1941 году в концлагере «Витцендорф» военнопленным № 25168 Виктором Борисовичем Волковым. Корпусом балалайке послужила консервная банка, из полена был выструган гриф, из найденного кабеля сделаны струны. В тяжелейших условиях, когда каждый день мог стать последним, Волков, артист эстрады, сделал инструмент, по его словам, «по требованию собственной души».

Балалайки из собрания Музея музыки, несмотря на свой возраст, продолжают звучать в руках известных музыкантов. Так, на концерте, посвященном 210–летию со дня рождения М.И. Глинки, выступил Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» под управлением Артема Белова, а солировали на музейных инструментах заслуженные артисты России Игорь Сенин и Александр Марчаковский.

будьте в курсе наших новостей