Барочная серебряная труба Антона Кернера, 1756 г.

П.И. Табак, научный сотрудник Российского национального музея музыки

Российский национальный музей музыки — один из самых известных музеев мира. Отечественные и зарубежные музыканты, искусствоведы, инструментальные мастера беспрестанно изучают хранящиеся в Музее раритеты, узнают новые подробности истории происхождения музыкальных инструментов.

Один из интереснейших экспонатов Музея — серебряная натуральная барочная труба, редкой по красоте ювелирной работы и высокого качества звучания, известного в Европе венского инструментального мастера Антона Кернера. Инструменты Кернера отличаются непревзойденным богатством изящно исполненных повторяющихся мелких декоративных деталей, где каждая из них — отдельный ювелирный шедевр. История же происхождения инструмента скрывает поистине великие таинства.

В РГВИА [1] сохранился фантастический документ: Указ Ее Императорского Величества Елизаветы Петровны от 13 сентября 1759 г., записанный витиеватым почерком на языке эпохи, перевод которого потребовал особого филологического образования [2]. Позволю себе передать вкратце суть указа, в котором упоминается имя графа Германа Карла фон Кейзерлинга, сыгравшего огромную роль в истории Российской Империи, европейского и мирового музыкального искусства XVIII в. Герман Кейзерлинг, выдающийся дипломат, родился в Курляндии, получил блестящее образование в Кенигсберге, служил при дворах Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II. Указ Императрицы Елизаветы Петровны адресован «господину действительному тайному советнику и чрезвычайному послу в Австрии графу Кейзерлингу», через которого были заказаны для шляхетного кадетского корпуса [3] «четыре серебряные трубы с позолотою, с медными мундштуками, и к ним четыре кисти со шнурками из сканного золота с черным шелком» у венского трубного мастера Антона Кернера. «По присланной расписке» за выполненную работу графом Кейзерлингом были взяты в венском банке «рейнскими деньгами — 1234 гульдена и 6 крейцеров». Далее описывается сложный пересчет рейнских гульденов на голландские куранты и на рубли: «за выше писанные 1642 гулдена и 1 штивер, имеет 759 руб. и 32,3/4 копейки, которые выдать от комиссарства Кадетского корпуса, записав распискою».

Свой путь служения Российскому государству Герман Карл фон Кейзерлинг начал в чине камер-юнкера, в 1733 году получил должность президента Академии наук и художеств. Как посол в Речи Посполитой он добился признания Священной Римской Империи, Императорского титула русских Царей, будучи послом в Берлине, дружил с Фридрихом II, его учителем по флейте Кванцем и придворным клавесинистом — Филиппом Эмануэлем Бахом. Во время посещения Берлина Иоганн Себастьян Бах с сыном жили в доме у Кейзерлинга. Позже, как посол в Саксонии, он ходатайствовал перед курфюрстом о назначении И.С. Баха придворным композитором, а в 1741 году заказал ему «Вариации», которые вошли в историю музыки как «Гольдберг Вариации» [4] (по имени знаменитого виртуоза Готлиба Гольдберга). В знак признания Герман Кейзерлинг подарил Баху золотой кубок, 100 золотых луидоров и разрешение на печать «Вариаций».

Сегодня серебряная барочная труба работы знаменитого венского мастера Антона Кернера, имеющая непосредственное отношение к блистательному дипломату графу Герману Карлу фон Кейзерлингу, меценату и другу И.С. Баха, представлена в открытом доступе Российского национального музея музыки.

[1] Российский государственный военно-исторический архив. Ф.314.Оп.1Д.3034.Л.144-144об.

[2] Перевод сделан ведущим специалистом РГВИА Татариновым К.В. (17.10.2005 г.)

[3] Сухопутный шляхетный кадетский корпус предполагал 15-летнее образование. Готовил военных и гражданских чиновников. Принимались дети дворян и разночинцев 5-6 лет.

[4] Иоганн Готлиб Гольдберг — музыкант виртуоз, ученик И.С. Баха и его сына Филиппа Эмануэля. В юности был личным клавесинистом в доме графа Германа Карла Кейзерлинга.


будьте в курсе наших новостей