Христофор Николаевич Гроздов (04(16).04.1854-21.11.1919)

Е.Л. Харлова, научный сотрудник Российского национального музея музыки

Обширная деятельность этого музыканта-просветителя, этнографа, педагога и композитора, последнего заведующего Придворной певческой капеллой сегодня незаслуженно забыта.

Гроздов–композитор оставил нам как обработки и переложения для хора (в частности, переложения фортепианных пьес П.И. Чайковского и А.С. Аренского), так и собственные музыкальные сочинения, часть из которых вошла в репертуар Придворной певческой капеллы. Во время Первой мировой войны им было написано несколько патриотических хоровых произведений под псевдонимом К. Акаури. Последнее сочинение Гроздова — «Молитва георгиевцев» — увидело свет перед самой Октябрьской революцией.

Где бы ни находился Христофор Николаевич по долгу службы, он везде изучал местные музыкальные традиции, организовывал самодеятельные хоры и оркестры из учащихся и педагогов, собирал, обрабатывал, гармонизировал и издавал народные песни.

Направленный по окончании Московской духовной академии в Кутаиси, он более двадцати лет прослужил инспектором, а затем директором народных училищ в Закавказье. Здесь он записывал, изучал и издавал народные песнопения. На основе собранного им фольклорного материала был издан сборник «Мингрельские народные песни», получивший высокую оценку критиков. Среди русских деятелей, работавших в Грузии на рубеже ХIХ–ХХ веков, вклад Гроздова в сохранение памятников грузинской культуры — один из самых значительных.

Жизнь в Кутаиси и Тифлисе, общение с деятелями грузинской культуры сыграли большую роль в дальнейшей судьбе Христофора Николаевича. По собственному признанию, Кавказ стал для него второй родиной. Здесь он женился на грузинке Александре Андреевне Мревловой, здесь родилось пятеро его детей и прошли самые счастливые годы жизни.

16 марта 1914 года Гроздовым была прочитана лекция в зале Дворянского собрания перед первым в столице концертом грузинской церковной музыки, где исполнялись грузинские песнопения и их обработки, выполненные А.Д. Кастальским, Н.С. Кленовским, М.М. Ипполитовым–Ивановым, Н.И. Компанейским, З.П. Палиашвили, К.Г. Потсхверашвили.

К Христофору Николаевичу, как знатоку грузинских песнопений, эрудированному собеседнику и отзывчивому человеку, часто обращались за консультацией видные музыканты (А.Д. Кастальский, Н.С. Кленовский, Н.Н. Компанейский и др.), со многими из которых его связывала личная дружба.

Именно он предоставил композитору и этнографу Кленовскому, а затем перевел с грузинского языка хранившуюся в его семье запись трехголосной Литургии кахетинского распева, сделанную еще в начале 40-х годов ХIХ века Андреем Егоровичем Мревловым, его тестем, непосредственно с голоса настоятеля Шуамтинского монастыря архимандрита Софрония. Впоследствии рукопись эта легла в основу «Песнопений на Литургии грузинского (кахетинского) распева» Кленовского, изданных П. Юргенсоном в 1902 году. Свой труд по обработке песнопений Кленовский посвятил Христофору Николаевичу Гроздову.

На экземпляре «Песнопений…» из фонда Гроздова в Российском национальном музее музыки сохранилась дарственная надпись композитора: «Дорогому другу моему — Христофору Николаевичу Гроздову — инициатору и сотруднику моему по обработке песнопений. Исключительно благодаря его энергии и опыту появился на Божий свет этот оригинальный труд. Признательный автор. Санкт-Петербург. 8 июля 1902 г.»

Получивший в 1904 году приглашение занять должность инспектора в Придворной певческой капелле, возглавляемой графом А.Д. Шереметевым, Гроздов много лет трудился на этой ниве и оставался верным своему служению до самого конца. Он не оставил капеллу с приходом новой власти и помог ее сохранить, пусть и под новым названием — Петроградская Народная хоровая академия.

Личный фонд Х.Н. Гроздова Российского национального музея музыки содержит множество интереснейших документов и еще ждет своих исследователей.

будьте в курсе наших новостей