Константин Соломонович Сараджев

М.В. Востокова, научный сотрудник Российского национального музея музыки

К 95-летию со дня создания самодеятельного симфонического оркестра имени профессора К.С.Сараджева.

Мы расскажем вам о музыканте, имя которого, может быть, не так широко известно. Вместе с тем этот талантливый, умный и оригинальный человек сумел организовать в России в первой половине 20 века интенсивную просветительскую музыкальную деятельность и 95 лет назад создал знаменитый самодеятельный симфонический оркестр.

Константин Соломонович Сараджев родился в Дербенте в 1877 году в многодетной семье врача Соломона Ивановича Сараджева. Вскоре, после смерти отца (мальчику было 4 года), семья переезжает жить в Баку. Здесь начинаются первые музыкальные занятия Константина, обучение игре на скрипке. В 1889 году он поступает в Московскую консерваторию к профессору И. Гржимали. Среди педагогов, у которых учился К.Сараджев, были такие выдающиеся музыканты, как С. Танеев, В. Сафонов, Г. Конюс. Получив академическое музыкальное образование и закончив консерваторию с большой серебряной медалью, Константин Соломонович получает приглашение на работу в Синодальное училище, в Московскую Частную оперу С. Мамонтова. Летом 1901 и 1902 годов он ездит в Прагу к профессору О. Шевчику для усовершенствования в скрипичной игре. Его артистическая музыкальная карьера могла выстроиться весьма благополучно.

Необыкновенный энтузиазм Константина Сараджева, желание сделать нечто большее на музыкальном поприще вдохновляют его стать дирижером симфонического оркестра. В 1905 году он уезжает в Лейпциг и два года обучается у знаменитого Артура Никиша.

Возвращение в Москву знаменует новый этап в жизни музыканта.

Константин Сараджев был великолепным дирижером и искренне верил в воспитательную и облагораживающую силу музыки. Дирижерское искусство давало возможность донести красоту музыкального произведения до большой аудитории. Он стремился сделать концерты доступными для самых широких масс, изменить представление о музыке, как об элитарном искусстве.

В РНММ хранятся афиши и программы его первых общедоступных концертов на Московском Городском Сокольничьем круге, проводимых в летние месяцы с 1908 по 1911 годы.

Одним из первых К.С. Сараджев стал знакомить публику с современной музыкой: произведениями К. Дебюсси, И. Стравинского, С. Прокофьева, Н. Мясковского и других композиторов. В 1913 году в Московском Свободном театре под его руководством была осуществлена первая постановка незавершенной оперы М. Мусорского «Сорочинская ярмарка».

К.С. Сараджев был человеком чрезвычайно деятельным. Каждый год он организовывал огромное число концертов в городах Советского Союза и за рубежом. В его письмах, рукописях, которые хранятся в Музее Музыки, нет размышлений о музыкальном искусстве, о его предназначении. Тексты писем лаконичны, наполнены деловыми рекомендациями и сообщениями о концертах, переговорах, планах. Константин Соломонович не представлял свою жизнь без музыки, она наполняла его душевной радостью, дающей силы в горестные минуты. Без сомнения, об этом он хотел рассказывать людям, передать им свое мастерство, знания.

Константин Соломонович обладал ярким педагогическим даром. В Московской консерватории К. Сараджев преподавал в 1922–1935 годах на созданном по его инициативе дирижерском факультете и воспитал целую плеяду прекрасных музыкантов.

Сразу после возвращения из Германии К. Сараджев вместе с С.  Танеевым, Б. Яворским организовал в Замоскворечье Народную консерваторию, куда принимали людей без возрастных ограничений и без учета их профессиональной подготовки. Константин Соломонович вел там музыкальную грамоту и класс игры на скрипке.

Феноменальным детищем К. Сараджева является самодеятельный симфонический оркестр, организованный осенью 1924 года, которому в 1926 году было присвоено его имя. Как написал С.С. Метт в «Кратком очерке десятилетней работы...», среди основных целей оркестра было: «максимально возможная пропаганда симфонической музыки в среде учащейся молодежи и в широких массах трудящихся вообще». С 1926 по 1930 год оркестр базировался в Московском высшем техническом училище, а с 1931 года — при Клубе имени Ногина.

Для профессиональных музыкантов участие в симфоническом оркестре требует огромного мастерства. Константин Соломонович же приглашал в свой оркестр военных специалистов, юристов, инженеров, экономистов, врачей, счетоводов, бухгалтеров, строителей, студентов Высшего технического училища, причем большинство из них никогда не держали в руках музыкальные инструменты. Сараджев к каждому участнику находил индивидуальный подход, внимательно беседовал с ним, проверял уровень музыкальных навыков и способностей и только потом предлагал тот или иной музыкальный инструмент. Репетиции проходили два раза в неделю. От каждого требовалось много усилий, чтобы инструмент зазвучал. Для того, чтобы работа шла успешно, Константин Соломонович выработал методику работы, составил индивидуальные таблицы: «Показатели работы членов симфонического коллектива имени профессора Сараджева». В каждой графе, используя десятибалльную систему, дирижер оценивал: «давность работы в коллективе», «активность в организационной работе с учетом срока», «посещаемость» и другие показатели, суммируя их, выставлял общий и средний бал. Постепенно коллектив стал с большим успехом выступать на разных площадках, исполняя произведения В. Калинникова, А. Вивальди, А. Александрова, П. Чайковского, М. Глинки, Э. Грига, А. Бородина, С. Прокофьева, Ч. Лефлера, А. Рубинштейна, М. Ипполитов-Иванова, Ш. Гуно, А. Аренского и других композиторов.

Десятилетие самодеятельного симфонического оркестра имени профессора К.С. Сараджева с триумфом было отмечено в 1935 году в Колонном зале Дома Союзов.

Как писал о К.С. Сараджеве композитор и педагог В.Я. Шебалин, он был необычайно остроумным собеседником и рассказчиком, много помнившим из истории консерватории и дореволюционной жизни России, «он оживлял общество друзей своими меткими воспоминаниями и словесными импровизациями, главным образом, на музыкальные темы».

Самоотверженное служение Константина Соломоновича Сараджева музыкальному просвещению в послереволюционной России, в Советском Союзе, его вклад в отечественную педагогическую музыкальную традицию еще будут по достоинству оценены потомками.


будьте в курсе наших новостей