«Лидия маленькая» — дочь поэта Вячеслава Иванова

М.В. Востокова, научный сотрудник Российского национального музея музыки

«Возлюбленная дочь моя, Котафина! Узнаю в тебе многие черты твоей матери — ярко вспыхивают они! — и, с некоторым сожалением, порою и свои… что нимало не уменьшает, разумеется, твоей неприкосновенности, неоспоримой самобытности», — так обращается в письме к своей дочери Лидии поэт, философ, возглавивший религиозное крыло русского символического движения, Вячеслав Иванов.

Дети выдающихся людей на протяжении своей жизни несут печать гения родителей. Для Лидии Вячеславовны это обстоятельство оказалось благодатным. Оставаясь в тени величия своего отца, Лидия сумела сформироваться как яркая личность, став большим музыкантом, композитором и пианисткой. Становление творческой индивидуальности Лидии Вячеславовны пришлось на первую треть двадцатого столетия.

Весной 1886 года уже известный поэт Вячеслав Иванов заканчивает учебу в Московском университете и, увлеченный античной философией, уезжает в Европу. Странствуя, он изучает историю Рима в Берлинском университете, греческую религию и мифологию, занимается санскритом при Женевском университете, исследует работы В.С. Соловьева и А.С. Хомякова и создает свои знаменитые поэтические произведения.


Стройна ли песнь и самобытна
Или ничем не любопытна —
В том спросит некогда ответ
С перелагателя Поэт.
Размер заветных строф приятен;
Герою были верен слог.
Не так поэму слышит Бог;
Но ритм его нам непонятен.
Солгать и в малом не хочу;
Мудрей иное умолчу

(«Младенчество». Издание «Алконост». Санкт-Петербург, 1918)


Свое имя Лидия унаследовала от мамы — Лидии Дмитриевны Зиновьевой-Аннибал, выросшей в аристократической и богатой семье. Увлеченная идеей социализма и современными политическими движениями, Лидия Дмитриевна уходит из дома с бедным учителем К.С. Шварсалоном, чтобы вместе беззаветно служить народу. Бросив вызов буржуазии, она специально снимает бедную и неотапливаемую квартиру, присоединяется к партии эсеров. В квартире устраиваются тайные политические сходки. Но вскоре выясняется, что ее любимый преследовал другие цели и женился на ней только из-за богатства и положения в обществе. На руках у Лидии Дмитриевны остаются трое детей, с которыми она уезжает за границу.

В 1884 году в Риме происходит судьбоносная встреча с Вячеславом Ивановым. «Друг через друга нашли мы — каждый себя и более, чем только себя: я бы сказал, мы обрели Бога», — писал Вячеслав Иванов в «Автобиографическом письме». Их дочь Лидия родилась в Париже 26 апреля 1896 года. В семье стало четверо детей: Вера, Константин, Николай и «Лидия маленькая», как ее называли в семейном кругу.

Родители много путешествовали. Одними из первых впечатлений Лидии стали море в Аренцано, море Неаполя, невысокие скалы, освещенные лучами солнца. Цветущий сад с фруктовыми деревьями вокруг маленького домика, снятого родителями по приезду в Женеву, казался ей раем. Лидия Дмитриевна обладала прекрасным голосом, в юности брала уроки у знаменитой Полины Виардо в Париже. В Женеве она давала концерты. Дочь Лиду стали учить музыке с четырех лет, для этого в домик привезли пианино фирмы «Эрар». Часто Лидия Дмитриевна садилась за фортепиано и играла произведения Шуберта, Бетховена, а маленькая Лида галопировала по всем комнатам.

В трудные для России годы было принято решение вернуться на родину. В 1905 году Лидия впервые оказывается в Петербурге. «Я в первый раз в жизни въезжала в Россию. Все встречные и извозчик говорили по-русски! Дождь и слякоть? Неважно — я на родине», — такие чувства наполняют душу десятилетней девочки.

Квартира в доме на Таврической улице, где размещается большая семья Вячеслава Иванова, становится центром притяжения для многих выдающихся литераторов, художников, поэтов. На литературно-философских вечерах в «Башне» (так современники называли петербургскую квартиру поэта) бывали А. Ахматова, К. Сомов, П. Флоренский, О. Мандельштам, М. Волошин, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и другие. Некоторые жили в этой квартире или останавливались на ночлег. За уютным столом с разнообразным угощением Н. Гумилев читал стихи и рассказывал об Африке, музыкальный критик В.Г. Каратыгин, чтобы познакомить хозяина дома с современной музыкой, играл на рояле К. Дебюсси и М. Равеля, М.А. Кузьмин показывал отрывки из своих музыкальных и поэтических сочинений. Дети были причастны к атмосфере, насыщенной духовным поиском, творчеством, и слушали, затаив дыхание.

Тяжелым ударом судьбы стала смерть Лидии Дмитриевны в 1907 году. Отдыхая в Могилевской губернии в деревне Загорье у друзей, узнав о разразившейся эпидемии скарлатины, Лидия Дмитриевна уходит помогать заболевшим крестьянам, и сама не переносит болезнь.

Начинается новый трудный жизненный период. На плечи Лидии ложатся бытовые вопросы, уход и забота об отце. К счастью, в их отношениях появляется более доверительная интонация. В. Иванов становится для дочери чутким собеседником, другом, благословившим ее на деятельность на музыкальном поприще. Первые композиторские опыты она создает на стихи отца. Одно из ранних сочинений, написанных в их творческом содружестве, — песнь «Амалфея».

В 1912 году Лидия поступает в Московскую консерваторию и с увлечением учится у знаменитого пианиста и педагога Александра Борисовича Гольденвейзера. Дома она музицирует с отцом, играет ему произведения Л. ван Бетховена, особенно им любимого.

В России наступает череда грандиозных исторических событий: война, политический кризис, февральская и октябрьская революции. Впереди — трудные испытания, голод и холод. Продолжить свое обучение как композитор Лидия Иванова сможет только в 1924 году в Риме, в консерватории «Санта Чечелия» в классе композитора Отторино Респиги.

Так начинался творческий путь «Лидии маленькой», Лидии Вячеславовны Ивановой, — композитора, пианистки, яркой личности и дочери великого поэта.

В фондах Российского национального музея музыки хранятся литературные и музыкальные рукописи, рисунки Лидии Ивановой, письма, фотографии, издания ее сочинений.


будьте в курсе наших новостей