Наш адрес:
Россия, 123112, Москва, Пресненская набережная 8 стр.1
Телефон:
+7 (495) 605 65 15
Публикации

Музыка в Античной Греции

Музыка в Античной Греции

Н.А. Старикова, научный сотрудник Российского национального музея музыки

Древнюю Грецию по праву называют колыбелью европейской цивилизации. Именно в Элладе (самоназвание Греции, термин часто применяется в отношении Древней Греции) родился термин «музыка», означающий «знание предметов божественной деятельности муз».

«Мелодия», «гармония», «ритм», «хор», «оркестр», «рапсодия», «симфония», «акустика», «дифирамб», «лирика», «комедия», «трагедия», «катарсис» — все эти понятия также пришли к нам из Древней Греции.

По древнегреческой легенде, музыка была дарована людям богами, поскольку помогала исцелять как душу, так и тело. Она успокаивала и вдохновляла, ободряла и помогала расслабиться.

В Древней Греции музыка была неотъемлемой частью жизни людей: одним из главных элементов торжеств, общественных собраний, спортивных состязаний. Со спортом и спортивными играми она была связана особенно тесно — не только сопровождала мероприятия, но также оказывала мотивационное воздействие на спортсменов, способствовала улучшению результатов. Музыка была неотъемлемой частью ритуальных действ на празднованиях, посвященных богу Дионису, которые дали начало античной драме и древнегреческому театру.

Кроме того, музыка была важным элементом обыденной жизни древних греков, помогала справляться с повседневными трудностями. Так, музыка флейты сопровождала женщин, когда они месили тесто, рабочих во время жатвы, гребцов, солдат, идущих на битву.

Музыка способствовала не только расслаблению и развлечению, но также воспитанию духовно-нравственных качеств и эстетического вкуса. Еще Пифагор заложил основы философии музыкального воспитания и образования. Одним из важных понятий этики математика, философа и мистика Пифагора было учение об эвритмии — способности человека находить верный ритм не только в музыке, но и во всех жизненных проявлениях, в мыслях, речах и поступках. Как основоположник мистической философии цифр он считал, что жизнь человека подчинена ритму, и это не только движение в такт музыке, это сопричастность ритму жизни своего города, ритму мирового целого — жизни Космоса, основанной на законах Вселенской гармонии.

В «Диалогах» другого древнегреческого философа — Платона — есть такие размышления о влиянии музыки: «верно направленные удовольствия и страдания составляют воспитание; однако в жизни людской они во многом ослабляются и извращаются. Поэтому боги из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили взамен передышки от этих трудов божественные празднества, даровали Муз, Аполлона, их предводителя, и Диониса как участников этих празднеств, чтобы можно было исправлять недостатки воспитания на празднествах с помощью богов. Итак, повторяю, надо рассмотреть, истинно ли и согласно ли с природой наше нынешнее утверждение. Мы утверждали, что любое юное существо не может, так сказать, сохранять спокойствия ни в теле, ни в голосе, но всегда стремится двигаться и издавать звуки, так что молодые люди то прыгают и скачут, находя удовольствие, например, в плясках и играх, то кричат на все голоса. У остальных живых существ нет ощущения нестройности или стройности в движениях, носящей название гармонии и ритма. Те же самые боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряженное с удовольствием. При помощи этого чувства они движут нами и предводительствуют нашими хороводами, когда мы объединяемся в песнях и плясках. Хороводы были названы так из-за внутреннего сродства их со словом “радость” (chara)».

За Платоном и Пифагором идею, что музыка — это средство гармонизации индивида с общественной жизнью, продолжил развивать Аристотель. Великий философ подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания.

Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств. А Демокрит рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях.

С музыкальным искусством связана древнегреческая литература и театр. Древние греки все поэтические произведения исполняли нараспев, под аккомпанемент музыкального инструмента. Главными инструментами были авлос, кифара, лира, флейта, сиринга, тимпан, арфа.

В основе музыкальной системы греков лежит тетрахорд (от греч. «тетра...» — часть слова, означающая «четыре», и «хорде» — «струна») — четыре последовательных звука, нисходящие от первого к последнему. При соединении двух тетрахордов образуется звукоряд в пределах октавы, который, в зависимости от повышения или понижения одного из звуков, приобретает различную эмоциональную окраску. На такой основе возникли лады: дорийский, фригийский, лидийский и др.

Первыми же музыкантами были аэды — певцы, народные сказители. Их песни имели импровизационный характер и оказали существенное влияние на развитие греческого эпоса. Аэдом был и великий Гомер. Выступали аэды под аккомпанемент струнных инструментов (лиры, кифары, форминги и др.). Исполнителей, которые аккомпанировали себе на лире, также называли лириками. Аэды могли быть странствующими или состоять на постоянной службе у царей и греческих общин. Просуществовали они примерно до VII—VI века до нашей эры — в дальнейшем на смену аэдам пришли рапсоды.

Рапсоды появились в эпоху больших поэм с более или менее закрепленным текстом; обычно такие поэмы исполнялись на празднествах в форме состязания рапсодов. Выступая на поэтических состязаниях, рапсод держал в руке не лиру, а лавровый жезл (символ права выступать на собрании).

Доказательства того, что музыка имела ключевую роль в древнегреческом обществе, мы можем найти в разных документах, трудах великих древнегреческих философов. Музыка Древней Греции сохранилась в немногочисленных фрагментах, которые представляют собой надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах. Для музыкального письма использовали буквы греческого и финикийского алфавита. Музыкальная жизнь древних греков была отображена на вазах, в скульптурах, барельефах.
И все же древнегреческая музыка остается одной из наименее освещенных глав в истории древнегреческой культуры. Поэтому рассуждать о том, какой на самом деле была древнегреческая музыка, мы можем лишь в теории.