Музыкальные вундеркинды

Т.В. Гинзбург, старший научный сотрудник Российского национального музея музыки

Сегодня, 1 июня, в Международный день защиты детей, мы обращаемся к фондам Российского национального музея музыки и вспоминаем некоторых музыкантов, чей первый публичный успех пришелся на совсем юный возраст, сделав их имена сенсацией, а дальнейшее творческое развитие принесло признание и в качестве зрелых профессионалов.

Многие музыканты начинали свою деятельность в раннем возрасте, и блистательное начало карьеры позволяло ожидать столь же блистательного продолжения. Но часто бывало, что, вспыхнув яркой звездочкой, маленький музыкант не умел вырасти во взрослого артиста, доказать, что краткий миг успеха был не случайным. Тут должны были сойтись различные факторы — феноменальный музыкальный талант, любовь к музыкальному искусству, яркая индивидуальность и трудолюбие, крепкое здоровье, чуткое отношение в семье и, конечно, талант педагогов. Да и дальнейшая карьера уже взрослого музыканта зависела от множества условий.

Братьям Антону и Николаю Рубинштейнам суждено было войти в историю отечественной культуры как выдающимся пианистам, дирижерам, создателям Петербургской и Московской консерваторий. Но первые лучи международной славы они ощутили еще в детстве, когда (сначала старший Антон, затем и присоединившийся к нему подросший Николай) выступали в европейских салонах и концертных залах, при королевских дворах и перед именитыми музыкантами.

Скрипач Михаил Эрденко родился в музыкальной семье, его первым учителем стал отец. В 5 лет юный музыкант дал первые концерты в Харькове, Ростове и Екатеринославе, имя поразительного ребенка попало на страницы газет. Затем он продолжил обучение, в 1904 году окончил Московскую консерваторию с малой золотой медалью. Эрденко стал известным гастролирующим артистом, признанным виртуозом, автором скрипичных произведений и транскрипций, педагогом (в 1935–1940 — профессор Московской консерватории).

Ошеломительным успехом пользовался юный музыкальный вундеркинд дирижер Вилли Ферреро. В семилетнем возрасте он дебютировал в римском театре, продирижировав Первой симфонией Бетховена. Еще не изучая нотную грамоту и не умея читать, маленький Вилли по памяти знал множество оркестровых сочинений и уверенно чувствовал себя за дирижерским пультом. Скептики искали объяснение удивительному явлению — даже предполагали, что на сцене находится переодетый в ребенка карлик. Очаровательный мальчик был темпераментным и обаятельным артистом, гастролировал во многих странах, в том числе и в России, которую впервые посетил семилетним. В 13 лет Вилли поступил в Венскую академию музыки и театра и в 1924 году окончил ее по классам дирижирования и композиции. Он приезжал в СССР на гастроли и позже — уже сложившимся музыкантом, в 1936, в 1951 и 1952 годах. И хотя обаяние юности неизбежно ушло, а загадка феномена уже не будоражила широкую публику, на смену им пришло зрелое мастерство музыканта — его дирижерское искусство ценилось очень высоко.

В 1930-е годы широко было известно имя Буси Гольдштейна — скрипача-вундеркинда. В 11 лет Буся удостоился специальной премии 1-го Всесоюзного конкурса скрипачей (1933). Затем он принял участие в Международных конкурсах — имени Г.Венявского в 1935 году в Польше, имени Ж. Изаи в 1937 году в Брюсселе. Соревнуясь наравне со взрослыми музыкантами, Буся стал четвертым. Современники отмечали исключительное звучание его скрипки, особый тон. Буся вырос, стал Борисом, солистом филармонии. Во время приезда на гастроли в Москву Вилли Ферреро Борис Гольдштейн солировал в одном из концертов, которым тот дирижировал. Так на одной сцене сошлись два выросших вундеркинда. Исполнительская и педагогическая карьера Гольдштейна успешно развивалась и в Германии, куда музыкант эмигрировал в 1974 году.

В 1980-е на советской музыкальной сцене появилась когорта юных музыкантов, которые поражали своим вдохновенным и профессиональным искусством, выступая с ведущими дирижерами и коллективами на главных концертных площадках мира. Скрипачи Вадим Репин и Максим Венгеров, пианист Евгений Кисин были героями публикаций в прессе, телевизионных эфиров. Со временем они выросли в серьезных музыкантов, до сих пор покоряющих своим талантом и мастерством слушателей во всем мире.

Подписи к иллюстрациям:

1.Братья Антон и Николай Рубинштейны. Миниатюра неизвестного художника на фарфоре.

2.Афиша выступления 5-летнего Миши Эрденко в Ростове-на-Дону. 1891 г.

3.Фотография Вилли Ферреро. 1913 г.

4.Выступление Буси Гольдштейна после Брюссельского скрипичного конкурса. Париж, 1937 г.

5.Педагоги и ученики. Анна Кантор, Женя Кисин, Вадик Репин, Захар Брон. Май 1984 г.

будьте в курсе наших новостей