Первая в мире хроматическая труба

П.И. Табак, научный сотрудник Российского национального музея музыки

Историки и музыковеды подтвердили, что труба является одним из самых древних инструментов в истории цивилизации. В Российском национальном музее музыки в открытом доступе можно увидеть многоликое собрание мундштучных духовых инструментов, отражающее историю появления, преобразования и видоизменения трубы — от морских раковин и рогов животных до деревянных, бронзовых и серебряных военных, охотничьих, ритуальных и придворных труб.

XVII–XVIII века вошли в историю музыки как золотая эпоха натуральной трубы. Благодаря звонкому, выразительному звучанию труба становится солирующим инструментом. Армейских трубачей и трубачей придворных оркестров защищают особые законы, они получают самую высокую плату.

Однако натуральный инструмент по своей природе не мог играть хроматический звукоряд. Попытки мастеров исправить положение долго не могли увенчаться успехом. Только в 1796 году известный венский придворный трубач-виртуоз Антон Вайдингер сконструировал трубу с 5-ю отверстиями, закрытыми клапанами (как на серпенте и на флейте). Такой механизм позволил Вайдингеру играть любые пассажи хроматического звукоряда. В отличие от натуральных труб, которые воспроизводили мелодии только в высоком регистре, клапанная труба извлекала хроматические звуки в среднем и даже низком регистрах.

Ознакомившись с возможностями нового инструмента, композитор и капельмейстер при дворе Павла Эстерхази Й. Гайдн пишет для Вайдингера, своего давнего друга, трехчастный концерт для клапанной трубы, который тот публично исполняет в 1800 году на «Tafelmusik» [1]. Спустя несколько лет Иоганн Непомук Гуммель [2] пишет второй концерт для трубы, который «был окончен 8 декабря 1803 года и впервые исполнен Антоном Вайдингером на клапанной трубе, для императорского двора в первый день Нового Года 1804 г.».

Появление клапанной трубы совершило революцию в истории развития инструмента, натуральная труба стала хроматической. Изобретение Вайдингера побудило мастеров к созданию целого класса мундштучных клапанных хроматических инструментов, включая клапенгорны, бюгельгорны, офиклеиды и саксофоны [3].

В экспозиции Российского национального музея музыки, среди множества модификаций мундштучных духовых инструментов, можно увидеть и хроматическую клапанную трубу (МИ-2088) модели венского виртуоза-трубача Антона Вайдингера, для которого Й. Гайдном и И.Н. Гуммелем были написаны два самых исполняемых в мире концерта для трубы.

[1] Tafelmusic — застольная музыка для императорского двора в Вене в первый день Нового Года со звуками трубы.

[2] Композитор, пианист-виртуоз, ученик Моцарта, Сальери и Гайдна. Капельмейстер при дворе Эстерхази после Й. Гайдна.

[3] Адольф Сакс заменил лейкообразный мундштук у офиклеида на мундштук от бас-кларнета и назвал инструмент своим именем — «саксофон».


будьте в курсе наших новостей