Савва Иванович Мамонтов

Е.Л. Харлова, научный сотрудник Российского национального музея музыки

В апреле мы чтим память Саввы Ивановича Мамонтова — мецената, крупного промышленника и театрального деятеля.

С именем этого «русского Медичи» связан необычайный подъем русской культуры конца ХIХ – начала ХХ века. Мамонтов сумел объединить вокруг себя самых талантливых русских художников, музыкантов, исполнителей — гордость нашего искусства. Благодаря ему мир узнал Серова, Врубеля, Шаляпина, Васнецова, Коровина и многих других.

Мамонтову удавалось все. Но самую большую известность он получил, пожалуй, как основатель первой частной русской оперы. Б.В Асафьев писал, что «опыт этого театра можно считать поворотным пунктом в истории не только русского оперного спектакля, но и всей истории русской оперной музыки».

На сцене театра Мамонтова были поставлены оперы А.П. Бородина, А.С. Даргомыжского, М.И. Глинки, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского. Именно здесь впервые прозвучали шесть опер Н.А. Римского-Корсакова («Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и др.). А знаменитая постановка «Снегурочки» на музыку Римского-Корсакова без преувеличения сыграла определяющую роль в истории русского искусства. Эскизы костюмов, сделанные В.М. Васнецовым к этому спектаклю, создали целое направление в русском изобразительном искусстве и вдохнули в оперные постановки истинный русский дух. Большими событиями стали мамонтовские премьеры «Псковитянки», «Садко», «Хованщины», «Бориса Годунова» и др.

Самые блистательные художники трудились над оформлением спектаклей Частной русской оперы: В.М. и А.М. Васнецовы, М.А. Врубель, К.А. и С.А. Коровины, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.А. Серов, Н.П. Чехов.

В Частной опере Мамонтова начался расцвет творчества многих выдающихся музыкантов и артистов. За дирижерским пультом в театре работали молодой М.М. Ипполитов-Иванов и приглашенный сразу после окончания консерватории С.В. Рахманинов.

Именно Мамонтов заметил никому еще тогда не известного молодого Федора Шаляпина и открыл его миру как оперного певца. В мамонтовском театре к Шаляпину пришла мировая слава.

К.С. Станиславский признался однажды, что рождением теории своего драматического театра он обязан во многом именно Мамонтовской опере: «Мамонтов, меценатствуя в области оперы, дал могучий толчок культуре русского оперного дела: выдвинул Шаляпина, сделал при его посредстве популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками, создал в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко» и содействовал этим пробуждению его творческой энергии и созданию «Царской невесты» и «Салтана», написанных для мамонтовской оперы и впервые здесь исполнявшихся».

В фондах Российского национального музея музыки хранится большое количество экспонатов, относящихся к Частной опере Мамонтова. Это и изобразительные материалы, театральные костюмы, фотографии, и музыкальные рукописи.

будьте в курсе наших новостей