Странствий не страшились, голос не теряли

В России немало старинных музыкальных инструментов, но немногие из нас видели их вблизи.

В России немало старинных музыкальных инструментов, но немногие из нас видели их вблизи. Разумеется, не считая музыкантов, которые нередко играют на скрипках или виолончелях из легендарной Госколлекции, и пылких поклонников. Редкий шанс приобщиться к секретам миниатюрных особей отряда струнных широкому зрителю дала выставка «Миф Страдивари» в Музее музыки.

Изящные и хрупкие скрипки подвешены в витринах на тонкой леске, позволяя себя рассмотреть со всех сторон. С помощью итальянских коллег Центральный музей музыкальной культуры собрал вместе произведения самых знаменитых скрипичных мастеров Италии. Не только профессиональному музыканту ласкают слух эти фамилии: Амати, Гварнери, Страдивари. Последний прочно держится в первой десятке прославленных на весь мир уроженцев Апеннинского полуострова.

Выставка признана событием года для Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И.Глинки и Музея скрипки (Италия). 15 шедевров – столько старинных струнных сразу еще никогда не показывали ни в России, ни во всей Восточной Европе и Азии, отметил директор Музея скрипки, президент фонда «Друзья Страдивари» Паоло Бодини.

По словам директора Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры Михаила Брызгалова, в июне прошлого года в составе Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов РФ в музей были переданы «несомненные сокровища». Из их числа несколько струнных на выставке, где возраст экспонатов достигает 500 лет. Готовить проект было нелегко: многие инструменты по сей день «работают», ездят на гастроли, звучат в руках музыкантов в России и во всем мире. Музейщики ломали голову, как подгадать даты, когда раритетные инструменты свободны.

Собранные воедино экспонаты двух музеев – это работы Андреа и Николо Амати, Джузеппе Гварнери дель Джезу, Антонио Страдивари, Санто Серафино, других итальянцев. А параллельно – вехи давней традиции скрипичного дела в древней Кремоне. Там и сегодня создают музыкальные инструменты: на 72 тысячи жителей города приходится свыше 150 мастерских по изготовлению струнных. 

Небольшая Кремона уникальна: в ней, единственной на карте мира, уже в течение пяти веков из поколения в поколение передаются традиции создания скрипок. Именно здесь в XV–XVI вв. Андреа Амати «построил» свою первую скрипку, а спустя 150 лет Антонио Страдивари довел его метод до совершенства. В 2012 году кремонская традиция изготовления скрипок была включена в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. 

Избранный главным героем проекта Страдивари слыл легендой еще при жизни. Вышедшие из его рук скрипки считаются эталонными, сотни людей пытаются разгадать его секреты. В разделе «Мастерская скрипичного мастера» приоткрыли завесу тайны. Оказывается, путь к созданию шедевра лежит через сложнейшие процессы: многогранные таланты необходимо сочетать с эрудицией, не теряя преданности своей профессии. 

Страдивари, проживший очень долго, до 93-х лет, был уважаемым гражданином Кремоны. Но в городе были и жители, которые боялись его, считая колдуном. Кроме скрипок, он изготовлял гитары, альты, виолончели, даже арфы – по некоторым оценкам, общим числом минимум 1100 инструментов. До наших дней дошло около 650 его работ. Самые выдающиеся произведения созданы в период расцвета мастера (1698–1725), который принято называть «золотым». Но был пик и у этого этапа – «супер-Страдивари». Однако свои секреты кудесник не передал никому, даже сыновьям. 

Маэстро был с почетом похоронен в 1737 году в базилике Сан Доменико. Теперь в центре Кремоны высится музей Страдивари. Сменяются эпохи, а цена его творений по-прежнему очень высока – теперь счет идет на миллионы евро.

Межмузейный проект объединил поистине бесценные инструменты XVI–XIX веков. Вот пример, как при малом числе экспонатов выставка может стать выдающимся событием: здесь десять шедевров из Госколлекции музыкальных инструментов и пять – специально привезенных из Музея скрипки в Кремоне. У каждого, помимо физических параметров и качества исполнения, своя история; совокупность всех факторов, от имени мастера и вплоть до перечня тех, кто на этом инструменте играл, делают его уникальным. Например, самая старая на выставке скрипка создана в 1566 году по заказу короля Франции Карла IX. Об августейшем владельце сообщают «лилейные» гербы рода Валуа, расположенные на нижней деке инструмента из Кремоны – работы легендарного Андреа Амати. Основатель знаменитой династии скрипичных мастеров был дедом Николо Амати, учителя Страдивари.

Параллельно с историей создания скрипок выставка показывает этапы производства, объясняет принципы проектирования и сборки инструментов. В Россию впервые привезены хранящиеся в Кремоне чертежи скрипичных мастеров, их рукописи. Раритетные автографы из мастерских Страдивари и Энрико Черути соседствуют со старинными столярными инструментами, тоже прибывшими из Италии. 

Хитроумно закрепленные в витринах инструменты словно готовы вырваться из стеклянных оков и отправиться в полет. Вполне логично: на своем долгом веку многие вдоль и поперек исколесили Европу, пересекали океан, избежав гибели в пожарах, войнах и революциях. Скрипки и альты неоднократно продавали, дарили, а в пореволюционной России конфисковали у прежних владельцев – и теперь они входят в Госколлекцию музыкальных инструментов. Но раритеты не почили на «кладбище культуры», а продолжили жить в руках исполнителей. 

Очень ценная скрипка кремонской школы из собрания Музея Глинки, в нем – старейшая, создана в 1628 году Антонио и Джироламо Амати, сыновьями Андреа Амати. Работы этих мастеров всегда изысканны и элегантны, завитки на головках их скрипок и очертания эфов – образец совершенства. Имена владельцев мастерской четким почерком нанесены на этикет – аналог авторского клейма внутри корпуса инструмента. Извините за невольный каламбур, но в залах стоит внимательно рассмотреть не только экспонаты, но и этикетки, прочитать пояснения с подробным рассказом о каждом «персонаже» – его судьбе и индивидуальном характере.

Московский Амати 1628 года считают уникальным по сохранности образцом классического скрипичного мастерства. Под стать благородному облику и тембр скрипки: светлый, очень мягкий, ровный во всех регистрах. В России она известна с 1870-х, принадлежала одаренному скрипачу-любителю Пестелю, а в XX веке на ней играл Даниил Карпиловский – солист квартета имени Страдивари.

В Госколлекции музыкальных инструментов хранятся не только скрипки. Одной из лучших работ Андреа Гварнери считают альт XVII века, конфискованный в 1919 году у герцога Мекленбург-Стрелицкого. Великолепен экземпляр 1715 года – один из 10-ти сохранившихся в мире альтов Страдивари; по мнению экспертов, он мог бы возглавить список самых певучих альтов мира. Инструмент послужил Рудольфу Баршаю и еще многим исполнителям, но и сегодня готов демонстрировать свой глубокий, яркий голос.

Одна из скрипок давно прибыла в Россию (тогда – СССР) из столицы Бельгии. Созданный в 1671 году, в ранний период творчества Страдивари, и тем не менее знаменитый инструмент сделан по модели учителя маэстро — Николо Амати. Миниатюрная красавица в ХХ веке попала в женские руки – к королеве Бельгии Елизавете. Сама прекрасная скрипачка, ученица великого Эжена Изаи, монархиня учредила и опекала международный конкурс скрипачей в Брюсселе. В 1937 году на одном из конкурсов, носившем имя Эжена Изаи, победил Давид Ойстрах. В дальнейшем советский музыкант стал дружен с королевой, и она завещала ему скрипку Страдивари. В музей ее передала в 1976 году семья Ойстраха.

А вот и «золотой Страдивари» – инструмент 1707 года рождения. Роскошное дерево клена с широким муаром на нижней деке, гармонирующий со всеми деталями завиток изысканного рисунка убедили исследователей, что эта скрипка изготовлена по «спецзаказу» за баснословную сумму. В необычайно красивой, но и характерной для мастера скрипке воплотилось недостижимое даже спустя три столетия совершенство авторского стиля, отмечают в музее. В Москве скрипка оказалась в 1860-х годах в коллекции известного собирателя Василия Зубова. Концертировал с ней Станислав Барцевич, а в 1919 году инструмент попал в Госколлекцию, откуда выдавался Леониду Когану, Максиму Федотову, Льву Цейтлину, да и теперь он в игровом состоянии.

В Москве же находится один из ценнейших «супер-Страдивари» 1723 года рождения. С легкой руки советских исполнителей в 1980-е он получил прозвище «скрипка Венявского». В реальности инструмент был куплен в 1870-х одной из великих княгинь для Константина Пушилова – ученика Венявского, после смерти скрипача не раз сменил владельца, попал к профессору Московской консерватории Иосифу Рывкинду, а когда в 1921 году умер и он – в Госколлекцию. Сегодня «супер-скрипка» ценится не только за имя автора, но и за тембр с высокой сопрановой настройкой, феноменальную яркость и «полетность» звука.

Немало звезд держали в руках скрипку Санто Серафина, венецианского последователя Амати. Созданный в 1749 году инструмент, вероятно, одно из предсмертных творений мастера. В Госколлекции он с 1920 года, а недавно при поддержке Международного фонда Антонио Страдивари прошел «курс лечения» в Кремоне. Там над ним колдовали знаменитые скрипичные реставраторы Брюс Карлсон и Бернард Нойманн.

Наверное, самый «молодой» и крошечный экспонат привезен из Италии. Изящная детская скрипка создана в 1802 году кремонцем Джованни Баттистой Черути в стиле барокко. Как у всех ее собратьев, верхняя дека выполнена из древесины ели, а нижняя – из клена; на выставке узнаешь, что бывают медиальный, тангенциальный и прочие методы распила… Термины убеждают: в изготовлении инструментов как нигде много технологических нюансов, скрытых от непосвященных, а само это ремесло, переходящее в искусство, соприкасается с различными сферами научного знания.
будьте в курсе наших новостей