
Истоки всей современной музыки, в том числе и профессиональной, лежат в народном искусстве. Именно народ – создатель и бережный хранитель традиционной музыкальной культуры. Он донёс до наших дней древнейшие образцы песен, былин, причитаний и инструментальных наигрышей. Откуда берётся народная песня? Есть ли у неё автор? Как собирается фольклор, как он транслируется? Действительно ли песни, которые мы поём как народные, не имеют авторов?
Выставка «Музыка народная, слова народные» уникальна манерой подачи – она раскрывает песенное народное творчество не в стереотипной форме, а так, как его видит и представляет современный человек.
В первом разделе рассказывается о подлинной русской музыкальной культуре и её исполнителях – сказителях, плакальщиках, певцах, благодаря которым сохранились жемчужины народного творчества. В конце XIX – начале XX века наиболее известными были уроженки северных губерний России Ирина Федосова, Мария Кривополенова и Марфа Крюкова. Большое внимание уделено первым собирателям русского фольклора – Н.А. Львову, В.Ф. Одоевскому, В.П. Прокунину, Е.Э. Линёвой и А.М. Листопадову.
Второй раздел выставки посвящён популярным песням, бытующим до настоящего времени и ставшими, по сути, народными. Вероятно, немногие посетители знают, что и у этих песен есть авторы. Так, всемирно известная «Калинка» написана композитором Иваном Ларионовым. Автором песни «Есть на Волге утёс» был генерал-лейтенант, крупный военный юрист Александр Навроцкий. Некоторые с удивлением обнаружат, что текст «Коробейников» («Ой, полна, полна коробушка…») принадлежит известному поэту Николаю Некрасову, а слова песен «Тонкая рябина» и «Степь да степь кругом» написал поэт-самоучка Иван Суриков.
Часто мы забываем о том, что профессиональная музыка рождается из музыки народной. Свысока смотрим на народную песню, благоговейно слушаем выступления оперных певцов. А ведь не зря выдающийся русский композитор М. И. Глинка сказал: «Музыку создаёт народ, а мы, художники, только её аранжируем». Великий Пётр Ильич Чайковский, в Музее которого неслучайно открылась выставка, писал, что русская народная песня – это «драгоценнейший образец народного творчества; её изумительно красивые мелодические обороты требуют глубочайшей музыкальной эрудиции, чтобы суметь приладить русскую песню к установившимся гармоническим законам, не искажая ее смысла и духа»! При создании своих произведений Чайковский не раз обращался к фольклору. Голос русской песни звучит в «Евгении Онегине», в Четвёртой симфонии. А в 1868-69 годах Чайковский издаёт две тетради сборника «50 русских народных песен, положенных для фортепиано в 4 руки.
С девятнадцатого века русская песня звучит со сцены. Более того, многие песни, которые мы сегодня называем народными, либо созданы, либо популяризированы именно сценическими исполнителями – первыми были – Шаляпин, Полякова, Кенеман. Да и подлинные образцы народной музыки не дошли бы до городского слушателя, если бы не их исполнение, к примеру, Дмитрием Агреневым и Митрофаном Пятнициким. Русская хоровая «Славянская капелла» Агренева и наш сегодняшний гость – современный Ансамбль «Русская песня» – разделены столетием, но у этих коллективов – общая цель: познакомить слушателей с русской песенной культурой!
Среди наиболее редких экспонатов – картина самобытного русского художника-импрессиониста А. Архипова «Девушка в малиновом», концертный костюм известной исполнительницы русской песни, народной артистки РСФСР Ольги Ковалёвой, а также первый сборник народных песен, собранных молотовым мастером Невьянского завода Киршей Даниловым, под названием «Древние российские стихотворения» и первые звукозаписывающие аппараты – фонографы. Здесь также представлены уникальные нотные издания и старинные грампластинки с записью русских песен в исполнении известных артистов.
Также на выставке представлены концертные костюмы ансамбля «Русская песня», баян, принадлежащий создателю и руководителю ансамбля «Золотое кольцо» и Национального театра народной музыки и песни «Золотое кольцо», заслуженному деятелю искусств РФ Александру Костюку, концертный костюм народного артиста России Владимира Девятова и автограф песни «Конь» композитора Игоря Матвиенко на слова поэта-песенника Александра Шаганова.
+7 (495) 605-65-15 (доб. 1158)
info@music-museum.ru
chaikovsky@music-museum.ru
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, член Общественной палаты РФ, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума Союза музеев России, доцент кафедры государственного управления в сфере культуры и спорта Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук.